РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об оперативно-розыскной деятельности
Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет
содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на
территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий
законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно-розыскная деятельность - вид
деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными
подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим
Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий
посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты
жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных
посягательств.
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление
и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда,
уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести
пропавших;
добывание информации о
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность
основывается на конституционных принципах законности, уважения и
соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации,
настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в
соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах
своих полномочий в соответствии с законодательством Российской
Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
Не допускается осуществление
оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач,
не предусмотренных настоящим Федеральным законом. Лицо,
полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать
эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, прокурору или в суд.
Лицо,
виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке, то есть в отношении которого в
возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в
связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в
деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в
отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом
были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем
информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и
исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае,
если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если
указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно
вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела
в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении
этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на
соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
В
целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить
судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие
информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано
заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
В
случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении
необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган
предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью третьей
настоящей статьи.
Полученные в результате проведения
оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность
которых в совершении преступления не доказана в установленном законом
порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные
интересы или правосудие не требуют иного. За три месяца до дня
уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом
уведомляется соответствующий судья. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
проводить
оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической
партии, общественного и религиозного объединения;
принимать
негласное участие в работе федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в
установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных
и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их
деятельности;
разглашать сведения,
которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе
проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
При
нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических
и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии
с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по
восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного
вреда.
Нарушения настоящего
Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации.
Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
При осуществлении оперативно-розыскной
деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Опрос граждан.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.
Приведенный
перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или
дополнен только федеральным законом.
В
ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются
информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а
также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и
здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Оперативно-розыскные
мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и
иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к
станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо
от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих
услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов
связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств
органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в
порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или
соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
Должностные лица
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее
задачи посредством личного участия в организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и
специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными
знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и
негласной основе.
Запрещается проведение
оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных
технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных,
запрограммированных) для негласного получения информации, не
уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и
юридическими лицами. Разработка,
производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в
Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических
средств, предназначенных для негласного получения информации, не
уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности
физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень
видов специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной
деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
1)
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
2)
событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
3)
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или
уклоняющихся от уголовного наказания;
4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3.
Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или
определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
4.
Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
5.
Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц,
осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
6.
Запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих
полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия
решений:
1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
2.
О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих
повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей
среды.
3. О допуске к участию в
оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам,
полученным в результате ее осуществления.
4.
Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при
подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
Гражданство, национальность, пол, место
жительства, имущественное, должностное и социальное положение,
принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и
политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для
проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на
территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным
законом. Проведение
оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные
права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и
почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается
на основании судебного решения и при наличии информации:
1.
О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
противоправного деяния, по которому производство предварительного
следствия обязательно.
2. О лицах,
подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по
которому производство предварительного следствия обязательно.
3.
О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В
случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению
тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и
действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации, на основании
мотивированного постановления одного из руководителей органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается
проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью
второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в
течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения
оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан
получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного
мероприятия либо прекратить его проведение.
В
случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных
лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается
прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании
постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением
соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая
поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых
запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный
эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц,
оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления,
утвержденного руководителем органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность. Проведение
оперативного эксперимента допускается только в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в
целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих
или совершивших.
При проведении
оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным
пунктами 1-4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8-11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно-розыскные
мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с
настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий
указанных органов, установленных соответствующими законодательными
актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5
части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8-11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Рассмотрение материалов об ограничении
конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по
сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при
проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом, как
правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения
органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы
рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и
незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких
материалов в случае их представления. Основанием
для решения судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного
мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, указанные в
части первой настоящей статьи, является мотивированное постановление
одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность. Перечень категорий таких руководителей устанавливается
ведомственными нормативными актами.
По
требованию судьи ему могут представляться также иные материалы,
касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия,
за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
По
результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает
проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое
ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой
настоящей статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит
мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью,
выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия
одновременно с возвращением представленных им материалов.
Срок
действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня
его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано
в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается. При
необходимости продления срока действия постановления судья выносит
судебное решение на основании вновь представленных материалов.
В случае, если судья отказал в проведении
оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные
права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по
этому же вопросу в вышестоящий суд. Руководители
судебных органов создают условия, обеспечивающие защиту сведений,
которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных
документах.
Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности
Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на
них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать
информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Дела
оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных
пунктами 1-6 части первой статьи 7
настоящего Федерального закона, в целях собирания и систематизации
сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной
деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Факт
заведения дела оперативного учета не является основанием для
ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов
человека и гражданина.
Дело
оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач
оперативно-розыскной деятельности, предусмотренных статьей 2
настоящего Федерального закона, а также установления обстоятельств,
свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.
Перечень
дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными
актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
Результаты оперативно-розыскной
деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления
следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных
мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию
преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от
органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения
наказания и без вести пропавших. Результаты
оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием
для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания,
следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное
дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в
соответствии с положениями уголовнопроцессуального законодательства
Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку
доказательств.
Представление
результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания,
следователю или в суд осуществляется на основании постановления
руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.
Результаты
оперативно-розыскной деятельности в отношении лиц, перечисленных в
пунктах 1-4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об их допуске к указанным видам деятельности.
Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Сведения об используемых или
использованных при проведении негласных оперативно-розыскных
мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах
оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах,
оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об
организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий
составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на
основании постановления руководителя органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность. Предание
гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или
оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь
с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных
федеральными законами.
Судебное
решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и
материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся
только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-служебные
документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности,
могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке и
случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
На территории Российской Федерации право
осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется
оперативным подразделениям: 1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Органов федеральной службы безопасности.
3. Федеральных органов налоговой полиции.
4.
Федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны
Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской
Федерации.
5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
6. Таможенных органов Российской Федерации.
7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
Оперативные
подразделения органа внешней разведки Министерства обороны Российской
Федерации и органа внешней разведки Федерального агентства
правительственной связи и информации при Президенте Российской
Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях
обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае,
если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий органов,
указанных в пунктах 1-7 части первой настоящей статьи.
Перечень
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть
изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных
органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных
осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия,
структуру и организацию работы.
Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные
настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих
полномочий, установленных соответствующими законодательными актами
Российской Федерации.
Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
При решении определенных настоящим
Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы,
уполномоченные ее осуществлять, обязаны: 1.
Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите
конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а
также по обеспечению безопасности общества и государства.
2.
Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме
органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о
проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам,
принятым ими к производству.
3.
Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными
договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных
правоохранительных организаций, правоохранительных органов и
специальных служб иностранных государств.
4.
Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им
известными фактах противоправной деятельности, относящихся к
компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
6.
Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих
сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного
судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от
преступных посягательств.
Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
При решении задач оперативно-розыскной
деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право: 1. Проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6
настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие
предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление
услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и
здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической
или экологической безопасности Российской Федерации.
2.
Устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения
сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на
конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность.
3. Использовать в
ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или
устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий,
учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые
помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
4.
Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность
должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений,
организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность
граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.
5.
Создавать в установленном законодательством Российской Федерации
порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения,
необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным
законом.
Законные требования
должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими
лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение
законных требований должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному
осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством
Российской Федерации.
Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
На должностных лиц органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются
гарантии социальной и правовой защиты сотрудников тех органов, в штаты
которых указанные лица входят. Никто
не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц,
прямо уполномоченных на то федеральным законом.
Должностное
лицо, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной
деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. При
получении приказа или указания, противоречащего закону, указанное
должностное лицо обязано руководствоваться законом.
При
защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных
интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства
от преступных посягательств допускается вынужденное причинение вреда
правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему
содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом
своего служебного или общественного долга.
Время
выполнения должностными лицами органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, специальных заданий в организованных
преступных группах, а также время их службы в должностях штатных
негласных сотрудников указанных органов подлежит зачету в выслугу лет
для назначения пенсии в льготном исчислении в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды социальной
защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Отдельные лица могут с их согласия
привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных
мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе
по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных
мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию
указанным органам. Органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут заключать
контракты с совершеннолетними дееспособными лицами независимо от их
гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и
социального положения, образования, принадлежности к общественным
объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
Органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается
использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей,
прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей
официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Лица, содействующие органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой
государства. Государство
гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, выполнение
своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует
правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами
общественного долга или возложенных на них обязанностей.
При
возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь,
здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их
семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по
предотвращению противоправных действий, установлению виновных и
привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации.
Лицо из
числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не
повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с
органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно
способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб
или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от
уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Лица, сотрудничающие с
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо
оказавшие им помощь в раскрытии преступления или установлении лиц, их
совершивших, могут получать вознаграждения и другие выплаты. Полученные
указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не
облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
Период
сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий
включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица имеют право на
пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В целях обеспечения
безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей допускается
проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом
законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
В случае гибели лица, сотрудничающего по
контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных
мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении,
из средств соответствующего бюджета выплачивается единовременное
пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в
установленном законом порядке назначается пенсия по случаю потери
кормильца. При
получении лицом, сотрудничающим по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, травмы, ранения,
контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении
оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность
дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, указанному лицу из средств
соответствующего бюджета выплачивается единовременное пособие в размере
пятилетнего денежного содержания и в установленном законом порядке
назначается пенсия по инвалидности.
Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности
Государственным органам, оперативные
подразделения которых уполномочены осуществлять оперативно-розыскную
деятельность, выделяются из федерального бюджета финансовые средства,
которые расходуются в порядке, устанавливаемом руководителями этих
органов. Законодательные
и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской
Федерации вправе самостоятельно за счет собственных бюджетов и
внебюджетных целевых фондов увеличивать размер средств, выделяемых
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на территории
соответствующих субъектов Российской Федерации.
Контроль
за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную
деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в
состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными
на то представителями Министерства финансов Российской Федерации.
Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Контроль за оперативно-розыскной
деятельностью осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в
пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Надзор за исполнением законов Российской
Федерации органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные
им прокуроры. По
запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру
материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при
проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке
установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и
законности принимаемых при этом решений руководители органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют
указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие
основанием для проведения этих мероприятий.
Сведения
о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных
негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие
этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору
только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечения к уголовной ответственности. Сведения об
организации, о тактике, методах и средствах осуществления
оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не
входят.
Руководители органов
прокуратуры создают условия, обеспечивающие защиту сведений,
содержащихся в представляемых прокурору оперативно-служебных документах.
Статья 22. Ведомственный контроль
Руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность
за соблюдение законности при организации и проведении
оперативно-розыскных мероприятий.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего Федерального закона Закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст.892; N 33, ст.1912).
Предложить
Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской
Федерации привести их нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль 12 августа 1995 года N 144-ФЗ
Текст документа сверен по: "Собрание законодательства Российской Федерации", N 33, 14.08.95 год
Редакция документа с учетом изменений и дополнений "КОДЕКС"
|