Комитет Министров в соответствии со Статьей 15.b Устава Совета Европы,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;
принимая во внимание обязательства государств-членов в развитие основополагающего права свободно выражать свое мнение, получать и распространять информацию, что гарантируется Статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция), которая является одной из важнейших основ демократического общества и одним из основных условий для его продвижения и развития каждого индивидуума;
принимая во внимание то, что средства массовой информации вправе сообщать гражданам в соответствии с их правом получать любую информацию, включая касающуюся публичных вопросов согласно Статье 10 Конвенции, и что это является их профессиональной обязанностью;
принимая во внимание то, что права на презумпцию невиновности, на справедливое судебное разбирательство, на уважение частной и семейной жизни согласно Статьям 6 и 8 Конвенции составляют фундаментальные требования, которые должны уважаться в любом демократическом обществе;
выделяя важность сообщений средств массовой информации в информировании общества по слушаниям уголовных дел, а также обеспечивая общество осведомленностью о функционировании системы уголовного правосудия;
рассматривая, возможно, противоречивые интересы Статей 6, 8 и 10 Конвенции и потребности урегулирования этих прав с учетом фактов каждого индивидуального дела с должным отношением к контролирующей роли Европейского Суда по правам человека в обеспечении соблюдения обязательств Конвенции;
принимая во внимание право средств массовой информации и журналистов создавать профессиональные ассоциации, что гарантируется правом на свободу ассоциаций согласно Статье 11 Конвенции, которое является основанием для саморегулирования в области средств массовой информации;
будучи осведомленным о многих инициативах средств массовой информации и журналистов в Европе, стремится укрепить ответственное назначение журналистики через саморегулирование или сотрудничество с государствами через соответствующие структуры;
стремясь активизировать информационные дебаты по защите прав и интересов средств массовой информации, ограниченных в доступе к слушаниям уголовных дел, и способствовать сложившейся практике по всей Европе в обеспечении доступа средств массовой информации при слушаниях уголовных дел;
принимая во внимание Резолюцию (74) 26 о праве лица на получение информации, Рекомендацию № R (85) 11 о положении жертвы в рамках уголовного закона и процесса, Рекомендацию № R (97) 13 относительно запугивания свидетелей и прав защиты и Рекомендацию № R (97) 21 о средствах массовой информации и содействии культуре терпимости;
выделяя важность защиты источников информации журналистов в контексте слушаний уголовных дел согласно Рекомендации № R (2000) 7 о праве журналистов не раскрывать свои источники информации;
принимая во внимание Резолюцию № 2 о свободе журналистов и правах человека, принятую на 4-й Европейской конференции министров о политике средств массовой информации (Прага, декабрь 1994 года), а также Декларацию о политике средств массовой информации, принятую на 6-й Европейской конференции министров о политике средств массовой информации (Краков, июнь 2000 г.);
принимая во внимание то, что эта Рекомендация не ограничивает уже действующие стандарты в государствах-членах, которые стремятся защищать свободу выражения мнения,
Рекомендует при обращении внимания на разнообразие национальных правовых систем уголовных процедур Правительствам государств-членов:
1. Принимать или укреплять в каждом конкретном случае меры, которые они посчитают необходимыми для осуществления принципов, изложенных ниже в этой Рекомендации, в пределах их соответствующих конституционных условий.
2. Способствовать наиболее широкому распространению этой Рекомендации и ее принципов.
3. Обязать судебные власти и органы полиции уделять им особое внимание, а также обеспечивать их доступность представительским организациям, средствам массовой информации и адвокатам.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2003) 13
ПРИНЦИПЫ УСЛОВИЙ ИНФОРМИРОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ О СЛУШАНИЯХ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
Принцип 1. Информирование общественности через средства массовой информации
Граждане имеют право получать информацию относительно действий судебных властей и органов полиции через средства массовой информации. Поэтому журналисты имеют право свободно сообщать и комментировать состояние системы уголовного правосудия, за исключением положений, перечисленных ниже.
Принцип 2. Презумпция невиновности
Уважение принципа презумпции невиновности является неотъемлемой частью права граждан на справедливое судебное разбирательство. Соответственно, мнения и информация, касающиеся продолжения слушаний по уголовным делам, могут быть сообщены или распространены через средства массовой информации, если это не наносит ущерба презумпции невиновности подозреваемого или обвиняемого.
Принцип 3. Точность информации
Судебные власти и органы полиции должны предоставлять средствам массовой информации только проверенную информацию или информацию, которая основывается на достоверных предположениях. В этом случае информация должна быть точно доведена до средств массовой информации.
Принцип 4. Доступ к информации
В случае, если журналисты законно получили информацию по продолжающимся слушаниям уголовных дел от судебных властей или органов полиции, эти власти и органы должны сделать такую информацию доступной всем журналистам, подающим или сделавшим такой запрос, без дискриминации.
Принцип 5. Способы предоставления информации средствам массовой информации
Если судебные власти и органы полиции сами решили обеспечивать средства массовой информации информацией о продолжающихся слушаниях уголовных дел, такую информацию они должны предоставлять без дискриминации через официальные сообщения для печати, пресс-конференции уполномоченных представителей органов полиции или через другие уполномоченные средства.
Принцип 6. Регулярная информация, предоставляемая в ходе слушаний уголовных дел
О слушаниях уголовных дел, касающихся общества в целом, или других уголовных дел, которые привлекли особое внимание граждан, судебные власти и органы полиции должны сообщать средствам массовой информации об их действиях, если это не наносит ущерба тайне следствия, полицейским запросам и не задерживает вынесения решения или не препятствует этому. Информацию о делах уголовного судопроизводства, которые продолжаются в течение длительного времени, необходимо предоставлять регулярно.
Принцип 7. Запрещение эксплуатации информации
Судебные власти и органы полиции не должны эксплуатировать информацию о продолжающихся слушаниях уголовных дел в коммерческих или иных целях, за исключением предусмотренных законом.
Принцип 8. Уважение частной жизни в продолжающихся слушаниях уголовных дел
Информация о подозреваемых, обвиняемых или осужденных или других сторонах уголовных разбирательств должна учитывать их право на уважение частной жизни в соответствии со Статьей 8 Конвенции. Следует предоставить необходимую защиту несовершеннолетним и наиболее уязвимым категориям граждан, таким, как жертвы, свидетели, семьи подозреваемых, обвиняемые и осужденные. Во всех делах особое внимание необходимо уделять тому, что раскрытие информации об их участии в деле может отрицательно воздействовать на вышеупомянутых лиц.
Принцип 9. Право исправления или право на реплику
Каждый, кто стал субъектом некорректных или дискредитирующих сообщений средств массовой информации о слушаниях уголовных дел, не лишаясь иных средств правовой защиты, имеет право на исправление сообщений или реплику, поскольку может слушаться дело против заинтересованных средств массовой информации. Право исправления должно быть также предусмотрено в отношении официальных сообщений для печати, содержащих неправильную информацию, которые были высказаны судебными властями или органами полиции.
Принцип 10. Предотвращение ущерба проводимым слушаниям
По уголовным делам, в частности, с участием присяжных или мировых судей, судебные власти и органы полиции должны воздерживаться от излишнего информирования общества, чтобы не нанести существенного ущерба проводимым слушаниям.
Принцип 11. Досудебная гласность, наносящая ущерб
Обвиняемый, заявляющий, что распространение информации имеет или имело целью нарушение его права на справедливое судебное разбирательство, должен иметь эффективное средство правовой защиты.
Принцип 12. Допуск журналистов
Журналисты должны быть допущены к открытым слушаниям дел в суде и публичным объявлениям судебных решений без дискриминации и без предшествующих требований аккредитации. Они не должны покидать зал слушания дела, за исключением требований, предусмотренных Статьей 6 Конвенции.
Принцип 13. Допуск журналистов в зал судебных заседаний
Компетентные власти должны обеспечить в залах судебных заседаний определенное количество мест для журналистов, которое должно быть достаточным без исключения присутствия других граждан, если только это не является невозможным.
Принцип 14. Ведение репортажей и записи в зале судебных заседаний
Ведение репортажей и записи в зале судебных заседаний средствами массовой информации должно проводиться в соответствии с законом или разрешением компетентных судебных властей. Такой порядок ведения репортажей должен быть установлен, если они не оказывают влияния на потерпевших, свидетелей, сторон судебного разбирательства, присяжных или судей.
Принцип 15. Поддержка репортажей средств массовой информации
Объявления о намеченных слушаниях, обвинительных актах, обвинениях и другой законной информации должны быть доступны журналистам по простому запросу компетентных властей в назначенное время, если только это не является невозможным. Журналисты имеют право без дискриминации делать или получать копии публично объявленных судебных решений. Они должны иметь возможность распространять или сообщать эти решения гражданам.
Принцип 16. Защита свидетелей
Имена свидетелей не должны быть раскрыты, если свидетель предварительно не дал своего согласия на это, если идентификация свидетеля имеет общественное значение, или доказательство уже было представлено публично. Личности свидетелей никогда не должны раскрываться, если это подвергает их жизнь опасности. Особое отношение должно быть уделено защите свидетелей по слушаниям уголовных дел против спланированных преступлений или преступлений против семьи.
Принцип 17. Сообщение средствами массовой информации об осуществлении судебных приговоров
Журналистам необходимо разрешить иметь контакты с людьми, отбывающими наказание в тюрьмах, если это не наносит ущерба отправлению правосудия, правам заключенных, сотрудникам тюрем или безопасности тюрьмы.
Принцип 18. Сообщение о вынесении приговоров судов средствами массовой информации
Чтобы не нанести ущерба повторной интеграции в общество людей, отбывших наказания, установленные судами, право на частную жизнь, закрепленное в Статье 8 Конвенции, должно включать право защиты личности этих людей после вынесения приговора суда в связи с совершенным ими ранее нарушением, если они не согласны раскрыть свое имя или это нарушение не затрагивает интересы общества.