О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (97) 19* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

Об изображении насилия в электронных средствах информации

(Принята Комитетом Министров 30 октября 1997 г. на 670-ом заседании Представителей Министров)

 

  СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

 

  ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

 

  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (97) 19

Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;

вновь указывая на свою приверженность основному праву на свободу выражения мнения, гарантированному Статьей 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, и принципам свободного движения информации и идей, и независимости средств информации, выраженным, в частности, в его Декларации о свободе выражения мнения и информации от 29 апреля 1982 г.;

принимая во внимание международный размах ничем не оправданного изображения насилия и соответствующие положения Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television);

напоминая, что на 4-ой Европейской конференции министров по вопросам политики в области средств массовой информации (Прага, 7—8 декабря 1994 г.) министры, ответственные за политику в области средств информации, предложили Комитету Министров Совета Европы План действий, содержащий стратегии для поддержки средств информации в демократическом обществе, в котором они просили Комитет Министров "подготовить, в тесном сотрудничестве с профессионалами в области средств информации и распорядительными органами, возможные принципы относительно изображения насилия в средствах информации ";

напоминая, что осуществление свободы выражения мнения относится к долгу и обязанностям, которые должны принимать во внимание профессионалы в области средств информации, и что она может быть правомерно ограничена ради поддержания баланса между осуществлением этого права и уважением других основных прав, свобод и интересов, охраняемых Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

выражая озабоченность общим увеличением изображения насилия в электронных средствах информации, что делает его вопросом, имеющим большое общественное значение;

напоминая, что насилие не может рассматриваться в качестве приемлемого средства при разрешении конфликтов любого рода, включая межличностные конфликты;

отмечая, вместе с тем, что насилие является частью каждодневной реальности общества, и что право общественности получать информацию также включает в себя и право получать информацию о различных проявлениях насилия;

отмечая, что существует множество способов изображения насилия в средствах информации, соответственно в разных контекстах, от информации до развлечения, и подобного рода насилие, особенно в последнем случае, иногда превращается в банальность или даже прославляется для привлечения большого количества публики;

отмечая также, что, не взирая на провозглашенную цель, насилие иногда изображается в электронных средствах информации в неуместном виде, никоим образом не оправдываемом контекстом, достигая неприемлемого бесчеловечного и унижающего достоинство уровней, равно как и совершенно чрезмерных масштабов;

осознавая, что это может наносить вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, вызывая, например, нечувствительность к страданию, чувства незащищенности и недоверия;

отмечая, что не все лица, стоящие во главе различных электронных средств информации, воспринимают увеличение изображения насилия как проблему;

считая, что экономические причины, выдвигаемые некоторыми лицами, стоящими во главе электронных средств информации, не могут извинять ничем не оправданного изображения насилия;

будучи убежденным в том, что различные части общества должны предполагать свои обязанности в том, что касается изображения насилия в электронных средствах информации;

будучи убежденным также, что все профессионалы в области электронных средств информации должны предполагать свои обязанности, и что они находятся в наилучшей позиции для понимания вопроса о ничем не оправданном изображении насилия; и приветствуя уже предпринятые некоторыми профессионалами и частями общества действия,

Рекомендует Правительствам государств-членов:

a) привлекать внимание профессионалов в области электронных средств информации, распорядительные органы в этой сфере, властей в сфере образования и общественность в целом к отправным политическим началам, представленным в прилагаемых основополагающих принципах;

b) предпринять конкретные меры для их осуществления;

c) обеспечить всеми соответствующими средствами знание этих принципов всеми заинтересованными лицами и органами и поощрять их общее обсуждение;

d) следить за эффективным применением этих принципов в своих внутренних правовых системах путем надзора.

Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы передать эту Рекомендацию Правительствам тех государств — участников Европейской Конвенции о культурном сотрудничестве (European Cultural Convention), которые не являются членами Совета Европы.

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ

Настоящая Рекомендация касается ничем не оправданного изображения насилия в различных электронных средствах информации на национальном и трансграничном уровнях. Характер отсутствия оправдания должен оцениваться с учетом параметров, указанных в приложении к настоящей Рекомендации.

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Для целей настоящей Рекомендации:

a) "ничем не оправданное изображение насилия" означает распространение сообщений, слов и изображений, содержащих насилие или символизирующих насилие, которое занимает первостепенное положение, и при этом не находит оправдывающих обстоятельств в контексте;

b) "электронные средства информации" означает услуги теле- и радиовещания, такие услуги, как видео по заказу, Интернет, интерактивное телевидение и т.д., и продукты, такие, как, видеоигры, компакт-диски и т.д., за исключением частных средств связи, которые не доступны для общественности;

c) "ответственные за содержание" означает физических и юридических лиц, отвечающих за содержание сообщений, слов и изображений, которые доступны общественности с помощью различных электронных средств информации.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

№ 1. Общие начала

Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека в толковании, содержащемся в прецедентном праве Европейского Суда по правам человека, должна составлять общие юридические начала при обращении к вопросам, касающимся изображения насилия в электронных средствах информации.

Свобода выражения мнения также включает, в общем, право передавать и получать информацию и идеи, которые представляют собой изображение насилия. Вместе с тем, некоторые формы изображения насилия, не имеющие оправдывающих обстоятельств, могут быть ограничены на законном основании, принимая во внимание долг и обязанности, которые несет с собой свобода выражения мнения. Такое вмешательство в свободу выражения мнения должно осуществляться в соответствии с законом и быть необходимым в демократическом обществе.

Более конкретно меры, предпринятые против неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, могут правомерно служить целям поддержания уважения человеческого достоинства и защите уязвимых групп, таких, как, дети и подростки, физическому, психическому или моральному развитию которых может быть причинен вред подобным изображением насилия.

№ 2. Обязанности и способы действия негосударственных лиц

Ответственные за содержание

Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что, прежде всего, именно ответственные за содержание принимают на себя долг и обязанности, которые являются следствием осуществления свободы выражения мнения, поскольку они несут основную ответственность за содержание сообщений, слов и изображений, которые распространяют. В частности, на операторов электронных средств информации ложатся определенные обязанности, когда они принимают решение о распространении сообщений, слов и изображений демонстрирующих насилие, учитывая потенциально вредные последствия, которые они оказывают на общественность, особенно молодежь, равно как и общество в целом.

Эти обязанности профессионалы в сфере средств информации принимали на себя различными способами, в зависимости от вида электронного средства информации, в том числе:

i) обеспечивая, путем соответствующих средств, чтобы общественность заблаговременно была достаточно осведомлена о сообщениях, словах и изображениях, содержащих насилие, которое они делают доступным;

ii) путем принятия отраслевых кодексов поведения, которые уточняют конкретные обязанности при осуществлении деятельности в профессиональных отраслях, имеющих отношение к делу;

iii) путем принятия внутренних основополагающих принципов, включая стандарты для оценки содержания, предлагаемого различными предпринимательскими структурами в сфере электронных средств информации;

iv) путем принятия как на отраслевом уровне, так и внутри отдельных предпринимательских структур в сфере электронных средств информации подходящих консультационных и контрольных механизмов для мониторинга реализации стандартов саморегулирования;

v) путем учета стандартов саморегулирования в контрактах с представителями других отраслей, такими, как производители аудио-визуальной продукции, изготовители видеоигр, рекламные агентства и т.д.;

vi) путем регулярных контактов и обмена информацией с национальными распорядительными органами, а равно как и с органами саморегулирования, в других странах.

Различные части общества

Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что различные части общества несут определенные обязанности в своих собственных сферах деятельности. Они могут принимать эти обязанности различными способами, в том числе путем установления контактов с ответственными за содержание, в частности, с помощью разъяснительных кампаний; оказывая содействие и обеспечивая образование в сфере средств информации; оказывая содействие или предпринимая научные исследования по вопросам изображения насилия и т.д.

Что касается доступа к электронным средствам информации и их использования детьми и подростками дома и в школе, а также уважая их понимание сообщений, слов и изображений, содержащих насилие, которые передаются этими электронными средствами, то на родителей возложена особая ответственность.

Они могут принимать эту ответственность различными способами,

в том числе:

i) развивая и поддерживая критическое отношение к неоправданному

изображению насилия;

ii) используя электронные средства информации сознательно и избирательно, а также требуя качественных продуктов и услуг;

iii) стимулируя и детей, и подростков к формированию критического отношения, например, посредством обучения в области средств информации в семье и в школах;

iv) изучая пути ограничения доступа детей и подростков к насилию, изображаемому в электронных средствах информации, когда это, возможно, причинит вред физическому, психическому или моральному развитию последних.

№ 3. Обязанности и способы действия государств-членов

Государства-члены несут общую ответственность, inter alia, за благосостояние своего населения, за защиту прав человека и поддержание уважения человеческого достоинства. Вместе с тем, что касается неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, государства-члены несут только дополнительную ответственность, поскольку основная ответственность ложится на лиц, ответственных за содержание.

Национальная политика в области средств информации

Государства-члены должны принять глобальный подход, который не ограничен лицами, ответственными за содержание, но обращаться в целом к заинтересованным профессиональным группам и частям общества.

Этот подход, где это возможно, должен быть нацелен на:

i) поощрение создания независимых распорядительных органов для различных электронных средств информации. Эти органы должны быть наделены соответствующей компетенцией и средствами для регулирования вопросов изображения насилия на национальном уровне;

ii) создание условий для потребителей электронных средств информации, как национальных, так и зарубежных, которые критикуют насилие, содержащиеся в некоторых услугах и продуктах, для подачи жалобы в распорядительный орган или другой компетентный национальный орган;

iii) включение среди условий выдачи лицензии для вещателей некоторых обязательств, касающихся изображения насилия, сопровождаемых разубеждающими мерами административного характера, такими, как отказ в продлении лицензии при несоблюдении этих обязательств;

iv) создание методов для облегчения распределения обязанностей между ответственными за содержание и общественностью (предупреждения, "водораздел");

v) повышение осведомленности профессионалов в области электронных средств информации о проблемах, связанных с неоправданным изображением насилия и вызываемом этим общественном беспокойстве;

vi) поощрение исследований по вопросам изображения насилия в электронных средствах информации, в частности о тенденциях в различных средствах информации, и изысканий о влиянии, которое оказывает изображение насилия на общественность.

Международное сотрудничество

В дополнение к существующим собственным международным обязательствам и видам деятельности, осуществляемой в рамках Совета Европы, государства-члены должны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основах, равно как и в рамках компетентных международных организаций, принимая во внимание развитие политики в отношении сопутствующих проблем, в частности, международное измерение неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации.

В этом отношении они должны облегчать обмен информацией и сотрудничество между компетентными распорядительными органами, в частности, что касается классификации содержания и разбирательства любых жалоб, поданных из-за рубежа.

Юридические меры

В случае, если ответственные за содержание информации участвуют в неоправданном изображении насилия, которое грубо оскорбляет человеческое достоинство или которое из-за своего бесчеловечного и унижающего достоинство характера причиняет вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, государства-члены должны эффективно применять в отношении них соответствующие гражданские, уголовные или административные санкции.

Государствам-членам, которые пока не являются сторонами Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television), предлагается присоединиться к этому документу. Все государства, которые являются сторонами Конвенции, должны обеспечить ее эффективное применение, в частности, что касается положений об изображении насилия, и регулярно оценивать ее эффективность. Государствам-членам также предлагается сделать соответствующие дальнейшие шаги после Рекомендации R (89) 7 Комитета Министров о принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию (Recommendation No. R (89) 7 on principles on the distribution of videograms having violent, brutal or pornographic content).

Поощрение не содержащих насилия программ, услуг и продуктов

В частности, в рамках различных национальных и европейских программ поддержки производства и распространения аудиовизуальных работ, и в тесном сотрудничестве с европейскими органами и заинтересованными профессиональными кругами государства-члены должны поощрять принцип отсутствия насилия в программах, услугах и продуктах, которые отражают культурное разнообразие и богатство стран Европы.

№ 4. Общая обязанность относительно образования в области электронных средств информации

Государства должны рассматривать образование в области электронных средств информации как общую обязанность между ответственными за содержание и различными частями общества. Такое образование представляет собой самый подходящий способ помощи общественности, особенно молодежи, в формировании критического отношения к различным формам изображения насилия в этих средствах информации, и способ осуществления выбора на основании информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (97) 19

ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ТОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ ОПРАВДАННЫМ (НЕОПРАВДАННЫМ)

При оценке конкретных случаев изображения насилия в электронных средствах информации могут существовать различные точки зрения относительно того, является ли оно оправданным (неоправданным). Такое разнообразие подходов зависит, в частности, от различных обязанностей лиц или учреждений, которые занимаются подобной оценкой (вещатели, родители, рекламодатели, органы саморегулирования, распорядительные органы, суды и т.д.). Это разнообразие также проявляется и в изложенных ниже параметрах.

Не претендуя на исчерпывающий характер, приведенная таблица сводит воедино ряд элементов (например, вид программы — документальная (детская) программа — время показа, возможность свободного или условного доступа, и т.д.), которые следует принимать во внимание при определении того, является ли в конкретном случае изображение насилия в электронных средствах информации оправданным контекстом. Таким образом, демонстрация подлинных изображений резни может быть оправдана в контексте телевизионных информационных программ, но не оправдана в контексте интерактивной видеоигры и т.д.

Общественность и ее доступ к электронным средствам информации

Виды программ

Изображаемые акты насилия

Контекст изображения насилия

Форма изображения насилия

1

2

3

4

5

Телевидение

Телевизионные программы

Физическое насилие

Информация

Реалистичное

Свободный доступ (незашифрованны)

Новости

Сексуальное насилие

Образование

Натуралистичное

Платный доступ (зашифрованы)

Текущие события (аналитические)

Психологическое насилие

Разъяснительные мероприятия (благотворительность)

Гедонистическое

"Профессиональный" доступ

Документальные и научные программы

Словесное насилие

Выражение творчества

Эстетическое

(платное медицинское телевидение)

Реальные шоу

Словесное насилие

Развлечение

Агрессивное

Интерактивное телевидение

Легкие развлечения, музыка, видеоклипы

Неявное насилие

Общественная критика, ирония, юмор

Необработанные материалы

(например, для видеоигр, компакт-дисков и Интернета)

Игры-шоу, обсуждения и т.д.

Угрозы

Привлечение аудитории (сенсационность)

Изображение и оценочные (комментирующие) суждения

Эфирное время (эфирное время для детей (лучшее эфирное время), эфирное время после водораздела)

Спорт

Акты насилия сами по себе (например, физическая агрессия)

Непреднамеренность

Позитивное (негативное) насилие, совершаемое героем, антигероем

Другие

Религия

Только результаты насилия например, травмы или смерть, имущественный вред)

 

 

Интернет

Программы для детей

Акты насилия и их результаты

 

 

Видео

Художественные произведения (художественные фильмы, театральные постановки)

 

 

 

свободный доступ

Реклама, телемагазины

 

 

 

условный доступ (фильмы для взрослых)

Анонсы передач

 

 

 

 

Радиопрограммы

 

 

 

 

Новости

 

 

 

 

Текущие события

 

 

 

 

Легкие развлечения, музыка

 

 

 

 

Спорт

 

 

 

 

Религия

 

 

 

 

Молодежь

 

 

 

 

Реклама

 

 

 

 

Другие

 

 

 

 

Видеокассеты, отрывки из фильмов

 

 

 

 

Видеоигры

 

 

 

 

Мультимедиа

 

 

 

предыдущий раздел Содержание следующий раздел