Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;
вновь указывая на свою приверженность основному праву на свободу выражения мнения, гарантированному Статьей 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, и принципам свободного движения информации и идей, и независимости средств информации, выраженным, в частности, в его Декларации о свободе выражения мнения и информации от 29 апреля 1982 г.;
принимая во внимание международный размах ничем не оправданного изображения насилия и соответствующие положения Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television);
напоминая, что на 4-ой Европейской конференции министров по вопросам политики в области средств массовой информации (Прага, 7—8 декабря 1994 г.) министры, ответственные за политику в области средств информации, предложили Комитету Министров Совета Европы План действий, содержащий стратегии для поддержки средств информации в демократическом обществе, в котором они просили Комитет Министров "подготовить, в тесном сотрудничестве с профессионалами в области средств информации и распорядительными органами, возможные принципы относительно изображения насилия в средствах информации ";
напоминая, что осуществление свободы выражения мнения относится к долгу и обязанностям, которые должны принимать во внимание профессионалы в области средств информации, и что она может быть правомерно ограничена ради поддержания баланса между осуществлением этого права и уважением других основных прав, свобод и интересов, охраняемых Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
выражая озабоченность общим увеличением изображения насилия в электронных средствах информации, что делает его вопросом, имеющим большое общественное значение;
напоминая, что насилие не может рассматриваться в качестве приемлемого средства при разрешении конфликтов любого рода, включая межличностные конфликты;
отмечая, вместе с тем, что насилие является частью каждодневной реальности общества, и что право общественности получать информацию также включает в себя и право получать информацию о различных проявлениях насилия;
отмечая, что существует множество способов изображения насилия в средствах информации, соответственно в разных контекстах, от информации до развлечения, и подобного рода насилие, особенно в последнем случае, иногда превращается в банальность или даже прославляется для привлечения большого количества публики;
отмечая также, что, не взирая на провозглашенную цель, насилие иногда изображается в электронных средствах информации в неуместном виде, никоим образом не оправдываемом контекстом, достигая неприемлемого бесчеловечного и унижающего достоинство уровней, равно как и совершенно чрезмерных масштабов;
осознавая, что это может наносить вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, вызывая, например, нечувствительность к страданию, чувства незащищенности и недоверия;
отмечая, что не все лица, стоящие во главе различных электронных средств информации, воспринимают увеличение изображения насилия как проблему;
считая, что экономические причины, выдвигаемые некоторыми лицами, стоящими во главе электронных средств информации, не могут извинять ничем не оправданного изображения насилия;
будучи убежденным в том, что различные части общества должны предполагать свои обязанности в том, что касается изображения насилия в электронных средствах информации;
будучи убежденным также, что все профессионалы в области электронных средств информации должны предполагать свои обязанности, и что они находятся в наилучшей позиции для понимания вопроса о ничем не оправданном изображении насилия; и приветствуя уже предпринятые некоторыми профессионалами и частями общества действия,
Рекомендует Правительствам государств-членов:
a) привлекать внимание профессионалов в области электронных средств информации, распорядительные органы в этой сфере, властей в сфере образования и общественность в целом к отправным политическим началам, представленным в прилагаемых основополагающих принципах;
b) предпринять конкретные меры для их осуществления;
c) обеспечить всеми соответствующими средствами знание этих принципов всеми заинтересованными лицами и органами и поощрять их общее обсуждение;
d) следить за эффективным применением этих принципов в своих внутренних правовых системах путем надзора.
Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы передать эту Рекомендацию Правительствам тех государств — участников Европейской Конвенции о культурном сотрудничестве (European Cultural Convention), которые не являются членами Совета Европы.
СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
Настоящая Рекомендация касается ничем не оправданного изображения насилия в различных электронных средствах информации на национальном и трансграничном уровнях. Характер отсутствия оправдания должен оцениваться с учетом параметров, указанных в приложении к настоящей Рекомендации.
ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Для целей настоящей Рекомендации:
a) "ничем не оправданное изображение насилия" означает распространение сообщений, слов и изображений, содержащих насилие или символизирующих насилие, которое занимает первостепенное положение, и при этом не находит оправдывающих обстоятельств в контексте;
b) "электронные средства информации" означает услуги теле- и радиовещания, такие услуги, как видео по заказу, Интернет, интерактивное телевидение и т.д., и продукты, такие, как, видеоигры, компакт-диски и т.д., за исключением частных средств связи, которые не доступны для общественности;
c) "ответственные за содержание" означает физических и юридических лиц, отвечающих за содержание сообщений, слов и изображений, которые доступны общественности с помощью различных электронных средств информации.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ
№ 1. Общие начала
Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека в толковании, содержащемся в прецедентном праве Европейского Суда по правам человека, должна составлять общие юридические начала при обращении к вопросам, касающимся изображения насилия в электронных средствах информации.
Свобода выражения мнения также включает, в общем, право передавать и получать информацию и идеи, которые представляют собой изображение насилия. Вместе с тем, некоторые формы изображения насилия, не имеющие оправдывающих обстоятельств, могут быть ограничены на законном основании, принимая во внимание долг и обязанности, которые несет с собой свобода выражения мнения. Такое вмешательство в свободу выражения мнения должно осуществляться в соответствии с законом и быть необходимым в демократическом обществе.
Более конкретно меры, предпринятые против неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, могут правомерно служить целям поддержания уважения человеческого достоинства и защите уязвимых групп, таких, как, дети и подростки, физическому, психическому или моральному развитию которых может быть причинен вред подобным изображением насилия.
№ 2. Обязанности и способы действия негосударственных лиц
Ответственные за содержание
Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что, прежде всего, именно ответственные за содержание принимают на себя долг и обязанности, которые являются следствием осуществления свободы выражения мнения, поскольку они несут основную ответственность за содержание сообщений, слов и изображений, которые распространяют. В частности, на операторов электронных средств информации ложатся определенные обязанности, когда они принимают решение о распространении сообщений, слов и изображений демонстрирующих насилие, учитывая потенциально вредные последствия, которые они оказывают на общественность, особенно молодежь, равно как и общество в целом.
Эти обязанности профессионалы в сфере средств информации принимали на себя различными способами, в зависимости от вида электронного средства информации, в том числе:
i) обеспечивая, путем соответствующих средств, чтобы общественность заблаговременно была достаточно осведомлена о сообщениях, словах и изображениях, содержащих насилие, которое они делают доступным;
ii) путем принятия отраслевых кодексов поведения, которые уточняют конкретные обязанности при осуществлении деятельности в профессиональных отраслях, имеющих отношение к делу;
iii) путем принятия внутренних основополагающих принципов, включая стандарты для оценки содержания, предлагаемого различными предпринимательскими структурами в сфере электронных средств информации;
iv) путем принятия как на отраслевом уровне, так и внутри отдельных предпринимательских структур в сфере электронных средств информации подходящих консультационных и контрольных механизмов для мониторинга реализации стандартов саморегулирования;
v) путем учета стандартов саморегулирования в контрактах с представителями других отраслей, такими, как производители аудио-визуальной продукции, изготовители видеоигр, рекламные агентства и т.д.;
vi) путем регулярных контактов и обмена информацией с национальными распорядительными органами, а равно как и с органами саморегулирования, в других странах.
Различные части общества
Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что различные части общества несут определенные обязанности в своих собственных сферах деятельности. Они могут принимать эти обязанности различными способами, в том числе путем установления контактов с ответственными за содержание, в частности, с помощью разъяснительных кампаний; оказывая содействие и обеспечивая образование в сфере средств информации; оказывая содействие или предпринимая научные исследования по вопросам изображения насилия и т.д.
Что касается доступа к электронным средствам информации и их использования детьми и подростками дома и в школе, а также уважая их понимание сообщений, слов и изображений, содержащих насилие, которые передаются этими электронными средствами, то на родителей возложена особая ответственность.
Они могут принимать эту ответственность различными способами,
в том числе:
i) развивая и поддерживая критическое отношение к неоправданному
изображению насилия;
ii) используя электронные средства информации сознательно и избирательно, а также требуя качественных продуктов и услуг;
iii) стимулируя и детей, и подростков к формированию критического отношения, например, посредством обучения в области средств информации в семье и в школах;
iv) изучая пути ограничения доступа детей и подростков к насилию, изображаемому в электронных средствах информации, когда это, возможно, причинит вред физическому, психическому или моральному развитию последних.
№ 3. Обязанности и способы действия государств-членов
Государства-члены несут общую ответственность, inter alia, за благосостояние своего населения, за защиту прав человека и поддержание уважения человеческого достоинства. Вместе с тем, что касается неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, государства-члены несут только дополнительную ответственность, поскольку основная ответственность ложится на лиц, ответственных за содержание.
Национальная политика в области средств информации
Государства-члены должны принять глобальный подход, который не ограничен лицами, ответственными за содержание, но обращаться в целом к заинтересованным профессиональным группам и частям общества.
Этот подход, где это возможно, должен быть нацелен на:
i) поощрение создания независимых распорядительных органов для различных электронных средств информации. Эти органы должны быть наделены соответствующей компетенцией и средствами для регулирования вопросов изображения насилия на национальном уровне;
ii) создание условий для потребителей электронных средств информации, как национальных, так и зарубежных, которые критикуют насилие, содержащиеся в некоторых услугах и продуктах, для подачи жалобы в распорядительный орган или другой компетентный национальный орган;
iii) включение среди условий выдачи лицензии для вещателей некоторых обязательств, касающихся изображения насилия, сопровождаемых разубеждающими мерами административного характера, такими, как отказ в продлении лицензии при несоблюдении этих обязательств;
iv) создание методов для облегчения распределения обязанностей между ответственными за содержание и общественностью (предупреждения, "водораздел");
v) повышение осведомленности профессионалов в области электронных средств информации о проблемах, связанных с неоправданным изображением насилия и вызываемом этим общественном беспокойстве;
vi) поощрение исследований по вопросам изображения насилия в электронных средствах информации, в частности о тенденциях в различных средствах информации, и изысканий о влиянии, которое оказывает изображение насилия на общественность.
Международное сотрудничество
В дополнение к существующим собственным международным обязательствам и видам деятельности, осуществляемой в рамках Совета Европы, государства-члены должны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основах, равно как и в рамках компетентных международных организаций, принимая во внимание развитие политики в отношении сопутствующих проблем, в частности, международное измерение неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации.
В этом отношении они должны облегчать обмен информацией и сотрудничество между компетентными распорядительными органами, в частности, что касается классификации содержания и разбирательства любых жалоб, поданных из-за рубежа.
Юридические меры
В случае, если ответственные за содержание информации участвуют в неоправданном изображении насилия, которое грубо оскорбляет человеческое достоинство или которое из-за своего бесчеловечного и унижающего достоинство характера причиняет вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, государства-члены должны эффективно применять в отношении них соответствующие гражданские, уголовные или административные санкции.
Государствам-членам, которые пока не являются сторонами Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television), предлагается присоединиться к этому документу. Все государства, которые являются сторонами Конвенции, должны обеспечить ее эффективное применение, в частности, что касается положений об изображении насилия, и регулярно оценивать ее эффективность. Государствам-членам также предлагается сделать соответствующие дальнейшие шаги после Рекомендации R (89) 7 Комитета Министров о принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию (Recommendation No. R (89) 7 on principles on the distribution of videograms having violent, brutal or pornographic content).
Поощрение не содержащих насилия программ, услуг и продуктов
В частности, в рамках различных национальных и европейских программ поддержки производства и распространения аудиовизуальных работ, и в тесном сотрудничестве с европейскими органами и заинтересованными профессиональными кругами государства-члены должны поощрять принцип отсутствия насилия в программах, услугах и продуктах, которые отражают культурное разнообразие и богатство стран Европы.
№ 4. Общая обязанность относительно образования в области электронных средств информации
Государства должны рассматривать образование в области электронных средств информации как общую обязанность между ответственными за содержание и различными частями общества. Такое образование представляет собой самый подходящий способ помощи общественности, особенно молодежи, в формировании критического отношения к различным формам изображения насилия в этих средствах информации, и способ осуществления выбора на основании информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (97) 19
ПАРАМЕТРЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ТОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ ОПРАВДАННЫМ (НЕОПРАВДАННЫМ)
При оценке конкретных случаев изображения насилия в электронных средствах информации могут существовать различные точки зрения относительно того, является ли оно оправданным (неоправданным). Такое разнообразие подходов зависит, в частности, от различных обязанностей лиц или учреждений, которые занимаются подобной оценкой (вещатели, родители, рекламодатели, органы саморегулирования, распорядительные органы, суды и т.д.). Это разнообразие также проявляется и в изложенных ниже параметрах.
Не претендуя на исчерпывающий характер, приведенная таблица сводит воедино ряд элементов (например, вид программы — документальная (детская) программа — время показа, возможность свободного или условного доступа, и т.д.), которые следует принимать во внимание при определении того, является ли в конкретном случае изображение насилия в электронных средствах информации оправданным контекстом. Таким образом, демонстрация подлинных изображений резни может быть оправдана в контексте телевизионных информационных программ, но не оправдана в контексте интерактивной видеоигры и т.д.
Общественность и ее доступ к электронным средствам информации |
Виды программ |
Изображаемые акты насилия |
Контекст изображения насилия |
Форма изображения насилия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Телевидение |
Телевизионные программы |
Физическое насилие |
Информация |
Реалистичное |
Свободный доступ (незашифрованны) |
Новости |
Сексуальное насилие |
Образование |
Натуралистичное |
Платный доступ (зашифрованы) |
Текущие события (аналитические) |
Психологическое насилие |
Разъяснительные мероприятия (благотворительность) |
Гедонистическое |
"Профессиональный" доступ |
Документальные и научные программы |
Словесное насилие |
Выражение творчества |
Эстетическое |
(платное медицинское телевидение) |
Реальные шоу |
Словесное насилие |
Развлечение |
Агрессивное |
Интерактивное телевидение |
Легкие развлечения, музыка, видеоклипы |
Неявное насилие |
Общественная критика, ирония, юмор |
Необработанные материалы |
(например, для видеоигр, компакт-дисков и Интернета) |
Игры-шоу, обсуждения и т.д. |
Угрозы |
Привлечение аудитории (сенсационность) |
Изображение и оценочные (комментирующие) суждения |
Эфирное время (эфирное время для детей (лучшее эфирное время), эфирное время после водораздела) |
Спорт |
Акты насилия сами по себе (например, физическая агрессия) |
Непреднамеренность |
Позитивное (негативное) насилие, совершаемое героем, антигероем |
Другие |
Религия |
Только результаты насилия например, травмы или смерть, имущественный вред) |
|
|
Интернет |
Программы для детей |
Акты насилия и их результаты |
|
|
Видео |
Художественные произведения (художественные фильмы, театральные постановки) |
|
|
|
свободный доступ |
Реклама, телемагазины |
|
|
|
условный доступ (фильмы для взрослых) |
Анонсы передач |
|
|
|
|
Радиопрограммы |
|
|
|
|
Новости |
|
|
|
|
Текущие события |
|
|
|
|
Легкие развлечения, музыка |
|
|
|
|
Спорт |
|
|
|
|
Религия |
|
|
|
|
Молодежь |
|
|
|
|
Реклама |
|
|
|
|
Другие |
|
|
|
|
Видеокассеты, отрывки из фильмов |
|
|
|
|
Видеоигры |
|
|
|
|
Мультимедиа |
|
|
|