1. Ассамблея выражает сожаление о том, что вооруженный конфликт в Чечне, начавшийся в декабре 1994 г., продолжается, несмотря на заключение соглашения о прекращении военных действий 30 июля 1995 г.
2. Ассамблея прямо порицает происходящие в настоящее время нарушения прав человека и международного гуманитарного права, совершаемые вооруженными силами Российской Федерации и чеченскими боевиками, в частности:
i) беспорядочное и несоразмерное применение силы российскими вооруженными силами, особенно в отношении гражданского населения, что является нарушением Женевских конвенций 1949 года и Протокола № 2 к ним (1977 г.);
ii) захват заложников и жестокие террористические нападения, совершаемые чеченскими боевиками, которым нельзя найти оправдание, так же, как занятие своих позиций рядом с местом проживания граждан без прямого предупреждения и, следовательно, без возможности эвакуации, что является нарушением тех же Конвенций.
3. Все эти действия являются серьезным нарушением основных принципов защиты прав человека.
4. Ассамблея напоминает, что согласно Мнению № 193 о заявке России на вступление в Совет Европы, принятого 25 января 1996 г., Российская Федерация намеревалась "урегулировать как международные, так и внутригосударственные конфликты мирными средствами", в частности, обязательство особой важности, касающееся Кавказа, традиционно являющегося зоной конфликта; также обязательство "строго соблюдать предписания международного гуманитарного права, включая вопросы, касающиеся вооруженных конфликтов на ее территории", и "добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и давать им возможность вести свою деятельность на ее территории в соответствии со своими мандатами". Эти обязательства в настоящее время Российской Федерацией не исполняются.
5. Ассамблея отмечает, что Президент Российской Федерации представил "план выхода из кризисной ситуации в Чеченской республике" от 31 марта 1996 г., предлагая inter alia:
i) прекращение огня;
ii) поэтапный выход федеральных войск;
iii) расширение "мирных островов" по договоренности с местными властями;
iv) проведение "политического форума мира", пригласив представителей чеченского народа и федеральных институтов;
v) переговоры по вопросу будущего статуса Чечни;
vi) заключение соглашений о разграничении полномочий между федеральными и местными органами власти;
vii) вынесение резолюции Государственной Думой по вопросу амнистирования сепаратистов, не совершивших серьезных преступлений.
6. Ассамблея настаивает на том, чтобы данные конкретные мероприятия по осуществлению этого или других мирных планов, начиная с прекращения огня, проводились без дальнейшего промедления, и полагает, что данные мероприятия пройдут успешно, только если будут вовлечены все стороны, действующие добросовестно, и если российские власти перестанут характеризовать как бандитов чеченских боевиков, воюющих на территории Чечни, не использующих террористические средства борьбы.
7. Ассамблея призывает стороны конфликта начать без промедления и без предварительных условий вести переговоры по вопросу статуса и реконструкции Чечни при содействии ОБСЕ и Совета Европы.
8. Также она настаивает на том, чтобы представителям гуманитарных организаций гарантировалось предоставление доступа в зоны военных действий, особенно на том, чтобы представителям Международного Комитета Красного Креста было разрешено посещать фильтрационные лагеря и чтобы такой доступ также был разрешен журналистам из всех средств массовой информации.
9. Ассамблея сожалеет о том факте, что Указы Президента Б.Н. Ельцина о прекращении огня командирами воинских подразделений не исполняются, и поэтому призывает Президента Российской Федерации провести необходимые мероприятия в рамках своих конституционных полномочий для обеспечения исполнения указов Президента и, следовательно, возможность выполнения его мирных планов.
10. Ассамблея напоминает российским властям об их обязательстве, включенном в Мнение № 193 (1996), гарантировать, что "те, кто признан ответственным за нарушения прав человека, предстанут перед судом — особенно в отношении событий в Чечне", и требует, чтобы было проведено расследование документально подтвержденных нарушений прав человека, например, в фильтрационных лагерях, и виновные были наказаны.
1 Обсуждение в Ассамблее 24 апреля 1996 г. (13-е заседание) (см. документ 7531, доклад Комитета по политическим делам (докладчик: г. Мюлеманн; и документ 7532, заключение Комитета по правам человека, докладчик: г. Биндих). Текст, принятый Ассамблеей 24 апреля 1996 г. (13-е заседание)