О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕЗОЛЮЦИЯ 1180 (1999)1 ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Об экономической ситуации в России и Украине


1. Ассамблея выражает серьезную озабоченность в связи с ухудшением экономической ситуации в России и Украине. В России произошедшие с лета 1998 года события продемонстрировали тяжелое положение страны, проявлением чего является растущий бюджетный дефицит, значительное ослабление возможностей привлечения зарубежных и отечественных кредитных ресурсов и угроза вхождения в спираль инфляции. Хотя в обеих странах были приняты определенные меры по исправлению положения, кризис, тем не менее, приводит к резкому падению и без того неустойчивого жизненного уровня. Это также оказывает негативное воздействие на соседние страны, находящиеся на переходном этапе, и даже на всю Европу и мировую экономику в целом.

2. Ассамблея выражает тревогу по поводу сложной продовольственной ситуации и в особенности нехватки медикаментов и медицинских товаров — особенно в России, но также и в Украине. Она приветствует значительные международные усилия по обеспечению продовольствием и медикаментами соответствующих групп населения и вновь проявленную властями принимающих стран готовность обеспечить их эффективное и справедливое распределение. Она призывает к оказанию дополнительного гуманитарного содействия, в особенности отдаленным районам Севера России с их суровыми зимами и транспортными трудностями, а также малообеспеченным регионам Украины — Черновицкой и, в особенности, Закарпатской области, где возникшие в результате наводнения бедствия осложнили и без того трудную ситуацию. Ассамблея также призывает Россию и Украину сделать все возможное для того, чтобы облегчить перемещение гуманитарной помощи через свои границы и поступление ее нуждающимся.

3. В России не были использованы те многие возможности для фундаментального реформирования экономики, которые появлялись в последние годы, хотя и были осуществлены значительные, необратимые перемены в направлении рыночной экономики. Тем не менее, крайне важно найти путь для продвижения вперед, основанный на компромиссах между всеми политическими силами и отражающий волю народа.

4. Масштабное содействие, оказываемое международным сообществом в последние годы, оказалось во многом неэффективным, что проявилось в том, что не были модернизированы банки, промышленное и сельскохозяйственное производство сократилось, не сбалансирован государственный бюджет, значительная часть социальной помощи потрачена впустую, а российский капитал продолжает в массовом порядке вывозиться из страны. Ассамблея призывает как рецепиентов, так и доноров глубоко проанализировать причины неудач в политике в отношении России и Украины, провидимой МВФ и другими крупными международными финансовыми организациями, а также случаи нецелевого использования поступающих из-за рубежа средств, с тем чтобы можно было избежать повторения ошибок в будущем, когда при наличии надежных гарантий можно будет возобновить оказание срочно необходимого содействия помимо того, которое направлено на гуманитарные цели.

5. Для того чтобы это произошло, России и Украине теперь предстоит взять на себя инициативу по созданию условий, при которых может nначаться устойчивое и долговременное экономическое оздоровление. Это тем более важно, поскольку только благополучные Россия и Украина могут обеспечивать прочную стабильность, мир и сотрудничество в Европе и за ее пределами.

6. Ассамблея убеждена в том, что каждая страна должна самостоятельно выбирать и развивать свою политическую систему, но для долговременного развития необходимы демократия и верховенство права. В России и Украине процесс перехода и модернизации неизбежно будет длиться многие годы, возможно, десятилетия, учитывая глубину унаследованного от прошлого социального, экономического и нравственного разложения общества. Поэтому крайне важно, чтобы он получал растущую поддержку народа и сопровождался дальнейшим укреплением демократических механизмов, развитием местного самоуправления и более активным вовлечением граждан в общественные дела в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления. Для эффективного управления государством жизненно важное значение имеет более тесное взаимодействие между президентскими и правительственными административными органами, с одной стороны, и парламентом — в другой. Что касается России, Ассамблея считает, что поддержка, оказанная Думой нынешнему правительству, является хорошим примером на будущее и надеется, что она сохранится и в дальнейшем.

7. Глубокий экономический кризис, разразившийся в России, вызван, главным образом, серьезными трудностями, возникшими при осуществлении структурных преобразований, и недооценкой реального сектора экономики. Это привело к ситуации, для которой характерно следующее:

i) вместо желаемых результатов процесс приватизации привел к сохранению, укреплению и даже возникновению монополий и олигополии; недостаточен прогресс в деле модернизации управления предприятиями;

ii) недостаточное регулирование экономической жизни;

iii) слабая банковская система;

iv) образование в финансовой сфере, в промышленности и в области средств массовой информации конгломератов, обладающих значительным влиянием на государственные дела, но находящихся вне демократического контроля;

v) слабая проработка социальных аспектов в проектах экономических преобразований, что приводит к ослаблению остро необходимой народной поддержки;

vi) серьезный дисбаланс в уровнях благосостояния, чрезвычайно низкая покупательная способность и даже бедность среди населения, включая задолженности по зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам;

vii) все большая ориентация экономики на бартер и рост теневой экономики;

viii) узкая налоговая база и слабая работа налоговых органов;

ix) вызывающий озабоченность рост преступности и коррупции.

Вышеуказанные обстоятельства усугубляют серьезный бюджетный кризис, при котором отсутствует достаточная координация в вопросах денежной и налогово-бюджетной политики, а также способствуют угрожающему росту внутренней и внешней задолженности.

8. Украина столкнулась с некоторыми проблемами переходного периода, с которыми пришлось столкнуться и России, и она по-прежнему испытывает многие из проблем и трудностей, указанных выше в пункте 7, в особенности из-за тесных экономических связей между обеими странами. Сегодня у Украины неплохие шансы выдержать кризис, поскольку она привлекла лишь ограниченный объем спекулятивного капитала и проводит осмотрительную бюджетную политику, сохраняя внешнюю задолженность на контролируемом уровне. Наконец, ее центральный банк установил значительный контроль над денежным рынком, внедрил в банковской системе современную систему отчетности и в силу этого пользуется определенным доверием со стороны международных кредиторов.

9. Перед Европой и международным сообществом в целом сегодня стоит принципиальный вопрос: следует ли им и способны ли они поддерживать Россию финансово и материально, при том, что Украина находится в сходной, хотя и менее острой ситуации? Ассамблея считает, "что Европе и мировой экономике в настоящее время нужны стабильные, предсказуемые в международном плане и экономически жизнеспособные Россия и Украина, а это значит, что этим странам следует помогать в стимулировании своего экономического развития, в достижении сбалансированности бюджета, в реформировании своих финансовых структур и систем, а также оказывать им необходимое социальное и гуманитарное содействие. Даже если структурные преобразования будут проходить медленно и часть содействия будет использоваться нерационально, Европа и международное сообщество должны и далее развивать финансовое и иные формы содействия, поскольку если необходимые сопутствующие реформы будут проводиться слишком жестко, это может вызвать такое сопротивление, что преобразования будут заблокированы, а дестабилизация, которая может за этим последовать, обернется гораздо большими издержками для всех сторон".

10. Ассамблея призывает государства — члены Совета Европы продолжать — в индивидуальном порядке и в рамках международных организаций — оказание содействия России, Украине и другим странам Содружества Независимых Государств таким образом, чтобы эти страны:

i) адаптировали свои людские ресурсы к потребностям рыночно-ориентированной экономики;

ii) добивались приватизации, ведущей к формированию конкурентной экономики, и дальнейшего разделения политических и экономических полномочий, ведущего к честной конкуренции;

iii) внедряли ясное, устойчивое и прозрачное законодательство, в том числе в банковском деле, где особенно необходимо соблюдение общепринятых международных принципов бухгалтерского учета, и создали эффективную судебную систему, включая жесткие меры по борьбе со всеми формами преступности и коррупции;

iv) установили между регионами России и Украины, а также с соседними и другими государствами подлинное экономическое сотрудничество, основанное на общепринятых международных принципах торговли.

11. В сфере социальной помощи принципиальное значение должна иметь работа по установлению прямых контактов между европейскими странами-донорами и регионами, выступающими в качестве доноров, с одной стороны, и регионами в России и Украине — с другой. Средства использовались бы лучше в результате такого сотрудничества с руководителями региональных представительных и административных органов, которые при выполнении своих обязанностей находятся под более строгим контролем общественности. Ассамблея также призывает Россию и Украину в кратчайшие сроки подписать и ратифицировать Европейскую социальную хартию и протоколы к ней.

12. Ассамблея напоминает о богатом людском потенциале и природных ресурсах как России, так и Украины. С тем, чтобы народы этих стран могли постепенно вносить все больший вклад в процесс восстановления, необходима большая диверсификация экономики этих стран с отходом от их нынешней чрезмерной зависимости от сырьевых и энергетических ресурсов и усилением роли более сложных производств и услуг. Только таким образом можно избежать того, чтобы периодическое падение цен на эти ресурсы оказывало воздействие на экономику в целом, а люди смогут полноценно участвовать в экономическом развитии. Для этого экономике потребуется новый капитал — отечественный и иностранный, и единственным способом мобилизовать его будет создание достаточно привлекательных условий в каждом регионе.

13. Ассамблея поддерживает долговременные, систематические усилия по вовлечению этих людских ресурсов в развитие рыночной экономики и формирование сильного среднего класса в России и Украине. Такая стратегия должна включать в себя:

i) содействие в реформировании системы образования и в создании для учащихся из этих стран возможности для учебы и практики в Европе;

ii) широкое сотрудничество между университетами, в особенности между факультетами права, экономики и управления;

iii) поддержку сотрудничества между отраслевыми организациями, торговыми палатами, профсоюзами, малыми и средними предприятиями по обмену опытом и подготовке кадров с целью укрепления этих организаций;

iv) поддержку сотрудничества с местными органами власти в деле обмена опытом, подготовки кадров, породнения между муниципальными образованиями и трансграничного сотрудничества;

v) оказание этим странам помощи по адаптации их системы образования и переподготовке работающих в соответствии с потребностями рыночной экономики.

14. Другие государства-члены Совета Европы и международное сообщество в целом должны, несмотря на недавние разочарования, полностью поддержать все вышеупомянутые усилия, поощряя при этом Россию и Украину к либерализации режима торговли и инвестиций между ними и с другими странами. Если будет проведена необходимая либерализация и дерегулирование внешней торговли и инвестиционной деятельности в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, это станет ключевым фактором в проявлении большей открытости в этих областях со стороны других государств — членов Совета Европы, в том числе государств — членов Европейского Союза. Со своей стороны, государствам — членам Совета Европы следует ослабить протекционистские меры. Все стороны должны настойчиво работать над созданием "единого общеевропейского рынка" в соответствии с призывом, содержащимся в Резолюции 1078 (1996) Ассамблеи "Об экономической ситуации в Беларуси, России и Украине".

15. Ассамблея рекомендует государствам — членам Совета Европы активизировать сотрудничество с Российской Федерацией и Украиной в деле выявления капиталов, незаконно перемещенных в эти страны, их возвращения и пресечения незаконного вывоза капитала.

16. Принимая во взимание безоговорочное признание Россией своей задолженности и сложную социально-экономическую ситуацию в стране, Ассамблея призывает кредиторов позитивно откликнуться на просьбы о реструктурировании задолженности Российской Федерации и рассмотреть возможность частичного списания задолженности Советского Союза.

17. Ассамблея считает необходимым изыскать возможности для установления сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной, с одной стороны, и Фондом социального развития Совета Европы — с другой, включая оказание Фондом чрезвычайной помощи обеим странам в случае поступления от них такой просьбы, с тем чтобы смягчить последствия стихийных бедствий и облегчить тяготы беженцев, вынужденных мигрантов, детей и престарелых.

18. В завершение Ассамблея выражает уверенность в том, что Россия и Украина смогут при поддержке Европы и международного сообщества в целом своевременно преодолеть свои нынешние трудности и добиться укрепления демократии и устойчивого экономического роста на благо всеобщего мира и процветания.


1  Обсуждение в Ассамблее 28 января 1999 г. (7-е заседание). См. документ 8294 — доклад Комиссии по экономическим вопросам и развитию (докладчики: г-н Тельгмаа и г-н Веловейский). Текст, принятый Ассамблеей 28 января 1999 г. (7-е заседание).

предыдущий раздел Содержание следующий раздел