О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕЗОЛЮЦИЯ 1277 (2002)1 ПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Выполнение Российской Федерацией своих обязательств


1. Ссылаясь на два предыдущих доклада Комиссии по мониторингу о выполнении Россией своих обязательств (документ 8127 (1998) и документ 9396), Ассамблея приветствует несомненный прогресс, достигнутый Россией в укреплении верховенства закона и демократии и создании демократической многопартийной системы, что в результате приводит к повышению политической и экономической стабильности. Она также приветствует те значительные усилия, которые прилагает Российская Федерация со времени своего вступления в Совет Европы 28 февраля 1996 г. для выполнения своих обязательств, которые она приняла в соответствии с Заключением № 8470; 193 (1996).

2. В отношении подписания и ратификации Конвенций Ассамблея с удовлетворением отмечает, что:

i) 5 мая 1998 г. Россией была ратифицирована Европейская Конвенция о правах человека и Протоколы 1, 2, 4, 7 и 11 к ней; Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и Европейская хартия местного самоуправления;

ii) Россией также ратифицированы Европейская Конвенция об экстрадиции (выдаче) и протоколы к ней, Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (10 декабря 1999 г.), а также Европейская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (28 мая 2001 г.);

iii) Россией также ратифицированы Европейская рамочная конвенция о защите национальных меньшинств и Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и Протоколы к нему.

3. Ассамблея выражает удовлетворение развитием масштабного проекта по реформированию судебной системы, начатого Президентом Российской Федерации в конце 2000 года, для чего была создана рабочая группа по подготовке реформы судебной реформы. Эта реформа касается важнейших инструментов регулирования судебной системы, таких, как Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), Гражданский процессуальный (ГПК) и Арбитражный процессуальный (АПК) кодексы, законы о судебной системе, о статусе судей, об адвокатуре, об исполнительном производстве.

4. В связи с этим также заслуживает положительной оценки тот прогресс, который достигнут Россией в продвижении судебной реформы, а главное — принятие 22 ноября 2001 г. нового Уголовно-процессуального кодекса и целого ряда законов из пакета законов по судебной реформе, соответственно во втором и третьем чтениях. Ассамблея также приветствует то, что Российская Федерация сможет в итоге снять оговорки к Европейской Конвенции о правах человека, если новый УПК будет введен в действие в срок — в январе 2004 г.

5. Ассамблея с удовлетворением подчеркивает, что все эти проекты прошли экспертизу Совета Европы и что многие из новых положений, принятых в рамках этого законодательного пакета, служат укреплению судебной системы и ее независимости, а также обеспечению верховенства закона.

6. Ассамблея также приветствует передачу 31 декабря 1998 г. пенитенциарной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции и призывает к дальнейшей демилитаризации тюремной службы.

7. Ассамблея с удовлетворением отмечает, что принят Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и что 22 мая 1998 г. на этот пост избран г-н Олег Миронов. Она рекомендует распространить действие института уполномоченного по правам человека на всю территорию Российской Федерации.

8. При этом Ассамблея озабочена все еще недостаточным прогрессом в выполнении ряда важных обязательств, в отношении которых российским властям необходимо предпринять дальнейшие шаги:

i) самой серьезной проблемой для России по-прежнему остается ее обязательство по мирному урегулированию конфликта в Чечне, в связи с чем Ассамблея напоминает о различных принятых ею Резолюциях, в частности, о Резолюции 1270 (2002). Она заявляет о том, что незамедлительное объявление о прекращении огня, с согласия обеих воюющих сторон, дает возможность спасти жизни людей и является предпочтительным предварительным условием мирного урегулирования, к чему постоянно призывает Ассамблея. Она вновь призывает российские власти надлежащим образом расследовать все случаи нарушений прав человека и злоупотребления властью в Чечне и привлечь виновных к ответственности вне зависимости от занимаемых ими должностей;

ii) Ассамблея поражена тем, что 15 февраля 2002 г. в Государственной Думе было поставлено на голосование обращение к Президенту Путину с просьбой возобновить применение смертной казни. Признавая, что соблюдается мораторий на исполнение смертных приговоров, который был официально введен Указом Президента Ельцина от 2 августа 1996 г., Ассамблея, тем не менее, обращается к российским властям с призывом отменить смертную казнь de jure и завершить процесс ратификации Протокола № 6 к Европейской Конвенции о правах человека (СЕД № 8470);

iii) Ассамблея напоминает Российской Федерации о ее обязательстве ратифицировать Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, которую она подписала 10 мая 2001 г.;

iv) в отношении внутреннего законодательства Ассамблея признает, что правовые реформы продвигаются во многих направлениях, но она по-прежнему озабочена проблемой недостаточно последовательного исполнения законов и напоминает о необходимости надлежащего соблюдения действующего законодательства;

v) в этом отношении Ассамблея ожидает от российских властей доведения до конца реформы Генеральной прокуратуры в соответствии с принципами Совета Европы и взятыми на себя обязательствами;

vi) что касается вооруженных сил, Ассамблея напоминает об обязательстве Российской Федерации исключить случаи жестокого обращения с призывниками и выражает сожаление, что данное обязательство все еще не выполнено;

vii) Ассамблея настоятельно призывает Государственную Думу принять, наконец, закон об альтернативной гражданской службе, как это предусмотрено в статье 59 Конституции Российской Федерации;

viii) Ассамблея сожалеет, что новый закон о спецслужбах все еще не принят. Отмечая тот факт, что отменено право Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь в своем ведении следственные изоляторы (за исключением следственного изолятора "Лефортово" в Москве, который должен быть незамедлительно передан в ведение Министерства юстиции), Ассамблея настоятельно призывает российские власти лишить ФСБ права на проведение следственных действий по уголовным делам;

ix) отмечая значительное сокращение количества заключенных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Ассамблея высказывает сожаление по поводу условий их содержания в исправительных учреждениях, особенно в том, что касается таких проблем, как переполненность тюрем, плохое медицинское обслуживание, недостаточное финансирование. Ассамблея призывает российские власти незамедлительно улучшить условия содержания в тюрьмах и исправительных учреждениях. Она подчеркивает, что России следует соблюдать Европейскую Конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ратифицированную ею 5 мая 1998 г., выполнять рекомендации ЕКПП, и обращается к России с призывом дать разрешение на опубликование докладов ЕКПП по итогам визитов в Россию;

х) Ассамблея выражает серьезную озабоченность по поводу утверждений о якобы имеющих место случаях жестокого обращения или применения пыток в исправительных учреждениях. Ассамблея также обеспокоена преследованием журналистов, что является очевидным нарушением основного права на свободу выражения своих мнений и убеждений, и призывает российские власти принять меры по прекращению подобной практики;

xi) в этой связи Ассамблея также серьезно озабочена недавними событиями, затрагивающими российские СМИ, которые могли бы быть истолкованы как поощрение мер по ограничению свободы печати. Тем не менее, она ожидает от российских властей принятия мер по сохранению и укреплению плюрализма СМИ, чтобы убедительным образом снять опасения в том, что свобода выражения мнений в России находится под угрозой;

xii) отмечая, что российские федеральные власти добились заметного прогресса в вопросе отмены старой системы "прописки" (внутренней регистрации), Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что в отношении этнических меньшинств продолжают действовать ограничительные регистрационные положения, зачастую носящие дискриминационный характер. Поэтому Ассамблея, напоминая о Резолюции 1544 (2001), повторяет содержавшийся в ней призыв к заинтересованным государствам-членам "подвергнуть тщательному пересмотру национальное законодательство и политику с целью отмены положений, мешающих соблюдению права свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства на территории своей страны";

xiii) Ассамблея выражает серьезную озабоченность по поводу мер, принятых властями Краснодара по выдворению с территории России месхетинцев, и ожидает, что власти Российской Федерации найдут окончательное решение путем диалога с месхетинцами и властями Грузии;

xiv) Ассамблея сожалеет, что запрещена деятельность "Армии Спасения" и "Свидетелей Иеговы" в Москве, но приветствует решение российских властей обеспечить решение проблемы дискриминации и преследований на местах этих религиозных объединений;

xv) Ассамблея отмечает, что продолжается вывод российских войск и тяжелых вооружений из Приднестровского региона Молдовы, и вновь выражает надежду на то, что полный вывод российских войск будет осуществлен в установленные сроки, при том что ранее установленный на 1997 год срок в соответствии с положением Заключения № 193 не был соблюден, что привело к установлению ОБСЕ нового срока — 31 декабря 2002 г. Она призывает российские власти обеспечить скорейший, упорядоченный и полный вывод российских войск с территории Республики Молдова и утилизацию большого количества складированных там боеприпасов, с тем чтобы создать более благоприятные условия для окончательного урегулирования Приднестровского конфликта, а также для укрепления мира и безопасности в регионе;

xvi) что касается возвращения дипломатической собственности государств Балтии, переданной Советскому Союзу в 1910 году, и выплаты компенсаций лицам, депортированным из государств Балтии, и их потомкам, как это изложено в Заключении № 193, Ассамблея призывает российские власти урегулировать эти вопросы в кратчайшие сроки;

xvii) Ассамблея также призывает российские власти незамедлительно урегулировать все вопросы, связанные с возвращением культурных ценностей, на которые претендуют государства — члены Совета Европы, путем прямых переговоров с этими государствами на взаимовыгодных условиях, учитывая необходимость возвращения культурных ценностей, вывезенных из России в период Второй мировой войны.

9. В заключение Ассамблея приветствует прогресс, достигнутый Российской Федерацией в выполнении своих обязательств как государства-члена Совета Европы, и особенно открытый и искренний диалог по все еще нерешенным вопросам. При этом она признает, что в отношении целого ряда обязательств, перечисленных выше в пункте 8, все еще необходимо принятие дальнейших мер. Помимо удовлетворительного выполнения всех остающихся обязательств из тех, что взяла на себя Российская Федерация, Ассамблее потребуются убедительные доказательства того, что будут созданы радио- и телевизионные каналы, независимые от государства и региональных властей, и что СМИ будут беспристрастными на предстоящих парламентских и президентских выборах.

10. Таким образом, Ассамблея выражает твердое намерение продолжать в тесном сотрудничестве с делегацией России процедуру мониторинга в отношении Российской Федерации, при необходимости оказывая консультативную поддержку и помощь российским властям в проведении политики, направленной на выполнение Россией своих обязательств как государства — члена Совета Европы.


1  Принята на заседании Ассамблеи 23 апреля 2002 г. Докладчики: Д. Аткинсон и Р. Биндих.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел