1. 7 мая 1992 г. Российская Федерация подала заявку на вступление в Совет Европы. 25 июня 1992 г. Комитет Министров принял Резолюцию 92 (27), в которой обратился к Парламентской Ассамблее с просьбой подготовить заключение по заявке в соответствии с уставной Резолюцией (51) ЗОА.
2. 14 января 1992 г. Парламенту Российской Федерации предоставлен статус специально приглашенного в Парламентской Ассамблее.
3. 2 февраля 1995 г. в связи с конфликтом в Чечне процедура рассмотрения заявки России была прервана. 27 сентября 1995 г. Резолюцией 1065 процедура была возобновлена с учетом того, что Россия приступила к поискам политического урегулирования конфликта и что проводится расследование по фактам нарушений прав человека, как заявленным, так и подтвердившимся.
4. Ассамблея с глубокой озабоченностью следила за событиями в декабре 1995 г. в Гудермесе и недавними событиями в Первомайском. Она решительно осуждает захват заложников как акт терроризма и вопиющего нарушения прав человека, который нельзя оправдать никакими целями. Вместе с тем она считает, что российские власти не проявили достаточной заботы о безопасности заложников. Очевидное невыборочное применение силы стоило жизни многим невинным людям и явилось нарушением международного гуманитарного права. Чеченский конфликт нельзя разрешить путем применения силы. Без политического решения, основанного на переговорах и на европейских демократических ценностях, установить мир в этом регионе и положить конец террористическим нападениям невозможно.
5. Ассамблея отмечает, что процесс политических, правовых и экономических реформ в России продолжается. Правовая система страны, как отметили юридические эксперты Совета Европы (заключение от 7 октября 1994 г.), все еще страдает рядом недостатков. Вместе с тем наблюдается рост общего осознания необходимости в утверждении верховенства закона и прогресс в соблюдении законности.
6. В письме от 18 января 1995 г. Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатели Государственной Думы и Совета Федерации заверили Совет Европы в том, что будут и дальше следовать курсу на проведение реформ.
7. Принимая во внимание указанные заверения, а также соображения и обязательства, изложенные ниже, Ассамблея считает, что Россия — согласно статье 4 Устава — имеет четко выраженное желание и в ближайшем будущем будет способна соответствовать критериям членства в Совете Европы, установленным в статье 3 Устава ("каждый Член Совета Европы должен признавать принцип верховенства права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, и искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета..."):
i) с 1992 г. Россия принимает участие в различных направлениях деятельности Совета Европы, подключаясь к выполнению межправительственных программ "сотрудничества и содействия" (в частности, в области правовых реформ и прав человека) и направляя свою делегацию со статусом специально приглашенной для участия в работе Парламентской Ассамблеи и ее комиссий;
ii) начиная с 7 мая 1992 г. между Россией и Комитетом Министров установлен "политический диалог";
iii) Россия присоединилась к ряду Конвенций Совета Европы, в том числе к Европейской культурной конвенции;
iv) в первоочередном порядке с использованием международной экспертизы разрабатываются следующие законодательные акты: новые Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, новые Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы и Уголовно-исполнительный кодекс. В их основу положены принципы и стандарты Совета Европы;
v) ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Совета Европы новые законы: о роли, деятельности и организации Прокуратуры и Бюро Уполномоченного по правам человека; о защите национальных меньшинств; о свободе собраний и свободе вероисповедания;
vi) статус адвоката будет защищен законом; будет учреждена профессиональная коллегия адвокатов;
vii) лица, признанные виновными в нарушении прав человека, в особенности в связи с событиями в Чечне, будут привлечены к судебной ответственности;
viii) будет обеспечено реальное осуществление прав, закрепленных в статье 27 Конституции и законе о свободе передвижения и выборе места жительства;
ix) в соответствии с Рекомендацией А(87)3 о единых европейских пенитенциарных правилах будут улучшены условия содержания заключенных, в частности, безотлагательно будут улучшены по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах;
х) управление пенитенциарными учреждениями и надзор за исполнением наказаний будут переданы, как только это станет возможным, в компетенцию Министерства юстиции;
xi) состояние и ход законодательных реформ позволят в установленные сроки подписать и ратифицировать Конвенции Совета Европы, перечисленные в пункте 10;
xii) Российская Федерация окажет лицам, ранее депортированным из оккупированных балтийских государств, или их потомкам помощь в возвращении в свои страны в соответствии с подлежащими разработке специальными программами репатриации и компенсации.
8. С тем, чтобы обеспечить соблюдение перечисленных заверений и обязательств, Парламентская Ассамблея принимает решение разработать в тесном сотрудничестве с делегацией Федерального Собрания свою собственную парламентскую программу "рекомендательного и контрольного характера" под эгидой комиссий Ассамблеи, отвечающих за реализацию Распоряжения № 508(1995) относительно соблюдения странами — членами Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей. Эта программа послужит дополнением к процедуре контроля согласно Распоряжению № 508(1995), никоим образом не подменяя эту процедуру.
9. Ассамблея приветствует совместную программу Европейского Союза и Совета Европы по укреплению федеральных структур, механизмов защиты прав человека и проведению реформы правовой системы как вклад в долгосрочное содействие и сотрудничество. В рамках указанной совместной программы особое внимание будет уделено поддержке и укреплению правозащитных неправительственных организаций, а также созданию гражданского общества.
10. Парламентская Ассамблея принимает к сведению, что Российская Федерация полностью разделяет ее видение и толкование принимаемых на себя обязательств, указанных в пункте 7, и что Россия намерена:
i) при вступлении подписать Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и в течение одного года ратифицировать Конвенцию и Протоколы к ней № 1, 2, 4, 7 и 11, а также признать право на подачу индивидуальных жалоб в Европейскую комиссию по правам человека и обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека (Статьи 25 и 46 Конвенции), до момента вступления в силу Протокола №11;
ii) подписать в течение одного года и ратифицировать не позднее чем через три года с момента вступления Протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, касающихся отмены смертной казни в мирное время, и установить со дня вступления мораторий на исполнение смертных приговоров;
iii) подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Европейскую Конвенцию о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
iv) подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, строить свою политику в отношении меньшинств с учетом принципов, сформулированных в Рекомендации Ассамблеи 1201(1993), сделав их частью правовой и административной системы страны и воплотив их в повседневную практику;
v) подписать и в течение одного года после вступления ратифицировать Европейскую хартию местного самоуправления и Хартию региональных языков и языков меньшинств; изучить в целях ратификации Социальную хартию, и с момента вступления проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в вышеупомянутых Конвенциях;
vi) подписать и ратифицировать другие Конвенции Совета Европы, в частности касающиеся выдачи преступников; взаимной помощи в уголовно-правовой сфере; перемещения лиц, приговоренных к наказанию; отмывания, выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, и с момента вступления соблюдать основополагающие принципы, закрепленные в вышеупомянутых Конвенциях;
vii) разрешать международные и внутренние споры мирными средствами (что является обязательным для всех стран — членов Совета Европы), решительно отказываясь от любых форм угрозы применения силы против своих соседей;
viii) урегулировать существующие пограничные споры с соседними странами в соответствии с принципами международного права при соблюдении действующих международных договоров;
ix) в течение шести месяцев после вступления ратифицировать Соглашение между Правительствами Российской Федерации и Молдавии от 21 октября 1994 г. и продолжить вывод 14-й армии и ее военного снаряжения с территории Молдавии с тем, чтобы завершить его в течение трех лет с момента подписания Соглашения;
х) выполнить обязательства по Договору о сокращении обычных вооруженных сил и вооружений в Европе (ОБСЕ);
xi) провести переговоры в связи с требованиями европейских стран о реституции культурных ценностей, применяя особый подход с учетом объекта (архивы, произведения искусств, строения и т.д.) и вида собственности (государственной, частной, принадлежащей организациям различного типа);
xii) в кратчайшие сроки возвратить собственность религиозных организаций;
xiii) признать как неправильную концепцию двух различных категорий иностранных государств, рассматривающую некоторые из них как зону особых интересов, именуемую "ближним зарубежьем";
xiv) в кратчайшие сроки урегулировать все вопросы, касающиеся возвращения собственности, требования на которую предъявили государства _ члены Совета Европы, в частности, архивов, вывезенных в Москву в 1945 году;
xv) немедленно прекратить практику ограничений на зарубежные поездки лиц, владеющих государственными секретами, и облегчить доступ к архивам, хранящимся в Российской Федерации, оставив лишь те ограничения, которые являются общепринятыми в государствах — членах Совета Европы;
xvi) обеспечить такой порядок применения Конвенции СНГ по правам человека, который бы никоим образом не препятствовал обеспечению процедуры и гарантий, предусмотренных Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
xvii) в течение одного года после вступления пересмотреть закон о федеральных службах безопасности с тем, чтобы привести его в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы, в частности, должно быть отменено право Федеральной службы безопасности (ФСБ) иметь в своем ведении и управлять центрами предварительного заключения;
xviii) принять закон об альтернативной военной службе, как это предусмотрено статьей 59 Конституции;
xix) сократить и, в конечном счете, исключить случаи жестокого обращения, а также гибели людей в вооруженных силах, не задействованных в вооруженных конфликтах;
хх) продолжить проведение правовой реформы с тем, чтобы привести все национальное законодательство в соответствие с принципами и стандартами Совета Европы; наряду с прочими законодательными документами в кратчайшие сроки должен быть пересмотрен президентский Указ № 1226;
xxi) расширить международное сотрудничество в целях предотвращения природных и техногенных катастроф и устранения их экологических последствий;
xxii) подписать и в течение одного года с момента вступления ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах и дополнительные протоколы к нему;
xxiii) всемерно сотрудничать в вопросе реализации Распоряжения Ассамблеи № 508(1995) относительно соблюдения странами — членами Совета Европы взятых на себя обязательств и обязанностей, а также использовании механизмов контроля, разработанных во исполнение Декларации Комитета Министров от 10 ноября 1994 г. (95-я сессия);
xxiv) строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в том числе в случаях вооруженных конфликтов на своей территории;
xxv) сотрудничать в духе доброй воли с международными гуманитарными организациями и допускать их деятельность на российской территории в соответствии с их мандатом.
11. Опираясь на изложенные выше обязательства и договоренности, Парламентская Ассамблея рекомендует Комитету Министров:
i) пригласить Российскую Федерацию стать Членом Совета Европы;
ii) предоставить Российской Федерации восемнадцать мест в Парламентской Ассамблее;
iii) привести средства и возможности Организации, в особенности Ассамблеи и институтов по правам человека, в соответствие с последствиями, вызываемыми настоящим решением, и не использовать вступление России для уменьшения взносов остальных государств-членов.