О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (2001) 17* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

Об улучшении материального состояния и занятости цыган и эмигрантов в Европе

(Принята Комитетом Министров 27 ноября 2001 г. на 774-ой встрече Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ

Комитет Министров, в соответствии со статьей 15.bУстава Совета Европы,

принимая во внимание цель Совета Европы по достижению большего единства между его членами, в частности, посредством совместных действий в социальной области;

исходя из того, что большие группы цыган и эмигрантов в Европе страдают от долгосрочной безработицы и бедности, что представляет собой угрозу социальному единству государств — членов Совета Европы;

отмечая, что постоянные проблемы бедности и безработицы, включая трудности размещения, образования, профессионально-технического обучения и здоровья, являются результатом социальной дискриминации цыган и эмигрантов;

признавая, что трудовой рынок не предложит достаточного количества рабочих мест цыганам и эмигрантам в ближайшем будущем;

принимая во внимание, что экономические проблемы цыган и эмигрантов не смогут быть преодолены, если государства — члены не будут рассматривать приоритетом своей политики их равный доступ к рынку труда и возможности извлечения прибыли;

имея в виду, что политика, нацеленная на решение проблем, касающихся цыган и эмигрантов, в областях занятости и экономической деятельности должна быть всесторонней, основанной на подтверждении, что занятость связана с другими факторами, а именно, с образовательными и обучающими аспектами, размещением и борьбой с расизмом и дискриминацией;

учитывая, что группы цыган и эмигрантов влияют на культурное разнообразие Европы, которое должно поощряться на национальном и местном уровнях;

имея в виду, что социальные права являются неотъемлемой частью прав человека в соответствии с пересмотренной Европейской социальной хартией;

принимая во внимание Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств (ETS № 157);

принимая во внимание Рекомендацию № R (2000) 4 Комитета Министров к государствам — членам Совета Европы относительно обучения детей цыган в Европе;

принимая во внимание Рекомендации № R 563 (1969) и № R 1203 (1993) Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которых упоминается необходимость образования цыган в Европе;

имея в виду Резолюции № R 125 (1981), 16 (1995), 249 (1993) и Рекомендацию 11 (1995) Конгресса местных и региональных властей Европы относительно положения цыган в Европе;

учитывая Общую Рекомендацию деятельности № 3 Европейской Комиссии против расизма и нетерпимости относительно борьбы с расизмом и дискриминацией против цыган в Европе;

принимая во внимание публикацию книги "Цыгане и мигранты" (1985 года), переизданную в 1994 году, и публикацию Совета Европы "Цыгане и эмигранты";

учитывая документ, подготовленный Специальной группой экспертов по цыганам и названный "Экономические проблемы и занятость цыган в Европе" (MG-S-ROM(99) 5rev2);

принимая во внимание работу "Обучение и меморандум для сотрудников услуг занятости, работающих в сфере причинения вреда этническим общинам меньшинств" Совета Европы, принятую Европейским Комитетом по вопросам миграции,

Рекомендует Правительствам государств — членов Совета Европы, осуществляя их политику, нацеленную на улучшение экономический ситуации и занятости цыган и мигрантов:

руководствоваться принципами, изложенными в приложении к настоящей Рекомендации;

исполнять данную Рекомендацию общественными и частными органами в их странах через соответствующие структуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО ЗАНЯТОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ ЦЫГАН И ЭМИГРАНТОВ В ЕВРОПЕ

I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1. Цыганские общины и организации должны активно участвовать в подготовке и осуществлении программ, направленных на улучшение их экономической ситуации занятости.

2. Правительства должны полностью поддерживать полномочия и способности цыганских общин по улучшению их материального состояния и положения на рынке труда.

3. Правительства должны расширять экономическую политику занятости цыганских общин на основе долгосрочных обязательств.

4. Центральные, региональные и местные власти должны развивать совместную стратегию, направленную на проведение гибкой политики в отношении различающихся ситуаций цыганских общинах.

5. В развитии этих отношений необходимо делать акцент на укреплении сотрудничества между соответствующими национальными, региональными и местными властями и цыганскими и защищающими интересы цыган организациями. Кроме того, Правительства должны быть уверены в том, что международные организации, членами которых они являются, гарантируют эффективное сотрудничество и партнерство на национальном и местном уровнях в их программах для цыган.

6. Областные и местные стратегии развития должны содержать ясные и определенные цели и правила, планирующие создание цыганских общин.

7. Принимая во внимание, что цыгане постоянно сталкиваются с прямой или косвенной дискриминацией, следует поощрять создание общественных организаций, оказывающих правовую помощь цыганам, а противодискриминационное законодательство должно быть более эффективным.

8. В борьбе с дискриминацией необходимо проводить кампании по защите прав безработных для их равного доступа к рынку труда. Также следует поощрять информационные кампании по защите прав служащих на рабочих местах.

9. Эффективность законов против дискриминации можно улучшить, распространяя действие доказательственного права на лиц, подвергающихся дискриминации.

10. Информация о рынке труда, узаконенная и согласованная с самими цыганами, должна полностью соответствовать условиям Европейской Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (СЕД № 108) для избежания дальнейшей дискриминации.

11. Власти не должны препятствовать законным экономическим действиям цыган.

II. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ДОСТУП НА РЫНОК ТРУДА

12. Правительства должны предоставлять равные возможности для цыган на рынке труда без дискриминации, привлекая национальные службы занятости.

13. Еосударственные планы занятости должны предусматривать проблемы цыган на рынке труда и специальные меры для их решения.

14. В центральных, региональных и местных органах власти должны присутствовать представители цыганских общин, интересы которых они бы защищали.

15. Должно расширяться сотрудничество местных органов власти с цыганами для возможного их обучения на рабочих местах с сохранением их родовых навыков.

16. Центральные, региональные и местные органы власти должны использовать свои возможности привлечения цыган для работы, предоставляя им налоговые льготы наравне с предпринимателями частного сектора.

17. Особое внимание должно быть уделено равноправному доступу женщин — цыган к рынку труда, законному заработку и занятости.

III. ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА

18. Правительства не должны препятствовать цыганам в создании малого бизнеса и учреждению малых и(или) семейных предприятий.

19. Правительства должны создавать правовую основу для предприятий по обеспечению средствами рынка труда и экономической интеграции уязвимых групп населения.

20. Получение дохода цыганами должно поддерживаться принципами партнерства между цыганскими и неправительственными организациями, широкого участия всех сторон, равных возможностей мужчин и женщин, их ответственности.

21. Центральные и местные органы власти и администрации должны учитывать возможности цыган получать доходы в таких сферах услуг и производства, как туризм, отдых, культура, транспорт, окружающая среда, переработка продукции и утилизация, сельское хозяйство, животноводство и т.д.

22. Правительства должны поддерживать создание посреднических структур для рассмотрения инициатив на местном уровне, обеспечивая помощь в исследовании и оценке местных потребностей и ресурсов, проектного развития и управления деловых инициатив.

23. Власти должны поощрять подписание контрактов с цыганами — бизнесменами в сфере обеспечения услуг.

24. Центральные и местные органы власти должны поддерживать развитие местного обмена и систем торговли, кредитных союзов и других альтернативных финансовых институтов.

25. Местные органы власти и общественные организации должны поощрять создание всесторонних связей между предприятиями промышленности и цыганскими предпринимателями на региональном, национальном и Европейском уровнях.

26. Должен быть расширен доступ цыганских торговых организаций к сотрудничеству на иностранных рынках.

27. Правительства должны гарантировать справедливое участие и возможности цыган в процессах приватизации, например посредством облегчения доступа к сельскохозяйственным земельным сообществам.

IV. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ

28. Правительства должны поощрять и обеспечивать долгосрочную бюджетную поддержку программ получения дохода цыганами.

29. Стратегия финансирования должна включать поддержку цыганских и защищающих интересы цыган организаций, занятых в трудовой деятельности и приносящих доход на местном, региональном, национальном и международном уровнях.

30. Государства-члены Совета Европы должны участвовать в двусторонних и многосторонних обменах, в европейских и международных программах развития цыганских организаций в центрально- и восточно-европейских странах с их возможной финансовой поддержкой.

31. Центральным и местным агентствам необходимо придать юридический и финансовый статус для поддержки всего цыганского сообщества.

32. Международные каналы финансирования (Европейский Союз, Всемирный Банк, Фонд социального развития Совета Европы, Договор стабильности для юго-восточной Европы и UNDP) играют важную роль в обеспечении ресурсами и ссудами новой политики и программ развития цыганских организаций. Финансирование должно способствовать широкому участию цыганских организаций в сотрудничестве правительств и гражданского общества, децентрализации государственной службы и взаимодействию с неправительственными организациями. Институты финансирования должны предоставлять более мягкие условия цыганским организациям.

V. ОБУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

33. Правительства должны предоставлять поддержку молодому поколению цыган и поощрять их стремления получать среднее образование и поступать в высшие учебные заведения, предполагая, что финансовые средства повышают низкий уровень квалификации цыган и способствуют получению высшего образования в цыганском сообществе.

34. Должна проводиться антидискриминационная политика в частных, общественных и национальных органах занятости с обязательным обучением для получения равных возможностей трудоустройства.

35. Цыганская культура и цыганский менталитет должны учитываться в предоставлении профессионально-технического образования. Одновременно с официальными стандартами квалификации должны предусматриваться традиционные цыганские ремесла и навыки.

36. Профессиональные программы обучения цыган должны учитывать местные и региональные потребности, например усовершенствование мест проживания цыган и возможностей занятости. Предпочтение следует отдавать обучению на рабочем месте.

37. Программы занятости (относящиеся к общественным программам поддержки), включая обучение грамотности взрослых, должны предусматривать повышение навыков и обучения, что является неотъемлемой частью проекта долгосрочных перспектив занятости.

38. Власти должны признавать навыки и экономическую деятельность цыганских общин (см. пункт 11).

39. Правительства должны основывать программы квалификации молодого поколения цыган в области новых технологий и знаний.

40. Центральные и местные органы власти должны поддерживать местное лидерство цыган в экономических, деловых и управленческих структурах.

VI. ИНФОРМАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА

41. Цыгане имеют право на информацию об их правах и обязанностях в области занятости, о различных формах помощи административных органов и о функционировании социальных систем защиты. Информация, которую должны предоставлять общественные административные органы вместе с неправительственными организациями, должна увеличивать социальную и экономическую интеграцию цыган.

42. Государства — члены Совета Европы должны поощрять небольшие проекты исследования местных потребностей цыган, сотрудничая с соответствующими органами и лицами.

43. Должны проверяться и контролироваться политика рынка труда и экономического развития, а также различные программы. Оценка их влияния на цыганские общины не должна ограничиваться только деловым успехом, но также рассматривать их существенное значение для цыганских общин.

44. Ясное установление целей и процедур оценки является важным фактором в определении успеха программ. Эти элементы должны учитываться при подготовке программ.

45. Примеры практики, успешные меры и средства развития цыганских общин должны быть зарегистрированы и распространены на национальном и международном уровнях.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел