Комитет Министров в соответствии со Статьями 24—26 Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (далее — Рамочная конвенция) ;
исходя из Резолюции (97) 10 от 17 сентября 1997 г., отражающей правила, принятые Комитетом Министров о контролирующих мерах по Статьям 24—26 Рамочной конвенции;
исходя из правила, принятом в контексте Резолюции (97) 10;
исходя из Закона о ратификации, принятом Российской Федерацией от 21 августа 1998 г.;
и из того, что Правительство Российской Федерации передало свое государственное решение относительно первого цикла контроля согласно Рамочной Конвенции от 8 марта 2000 г.;
принимая во внимание, что Консультативный комитет одобрил приглашение Правительства Российской Федерации направить делегацию для сбора дальнейшей информации в Российской Федерации, и этот визит имел место с 11 по 15 февраля 2002 г.;
принимая во внимание мнение Консультативного комитета относительно выполнения Рамочной конвенции Российской Федерацией, принятого 13 сентября 2002 г. и затем переданного Постоянному представителю Российской Федерации, и сообщенного постоянным представителям всех государств — членов и представителю страны — не члена согласно Резолюции Комитета Министров (2002) 152;
принимая во внимание то, что Правительство Российской Федерации представило свои письменные комментарии относительно мнения Консультативного комитета, которые были сообщены делегациям всех государств-членов и не членов как приложение к Рекомендации Комитета Министров (2002) 152 от 13 марта 2003 г.;
рассмотрев мнение Консультативного комитета и письменные комментарии Правительства Российской Федерации;
также приняв во внимание комментарии других правительств,
1. Принимает следующие заключения относительно выполнения Рамочной конвенции Российской Федерацией:
ситуация, касающаяся национальных меньшинств в Российской Федерации, является во многих отношениях уникальной с более чем 170 народами и национальностями, населяющими страну и с большим количеством национальных языков меньшинств, преподаваемых в школах и используемых в радиовещании. Среди субъектов Федерации выделяют 21 национальную республику, одну автономную область и 10 автономных округов;
Российская Федерация представила законодательство во множестве областей, которое широко отражает соответствующие принципы Рамочной конвенции. Значительные усилия были сделаны относительно защиты "титульных наций" республик Российской Федерации, и были начаты многообещающие инициативы более общего характера, касающиеся национально-культурных автономий (которых имеется 15 на федеральном уровне и больше чем 300 на региональном и местном уровнях), которые должны продолжаться далее;
хотя дух терпимости преобладает во множестве областей, необходимы значительные усилия, нацеленные на поддержание межэтнического диалога и борьбу с агрессивным национализмом, пытающимся подстрекать межэтническое разногласие. Проблемам межэтнических отношений на Северном Кавказе и отношений к народностям, принадлежащим к меньшинствам, вышедшим с Кавказа, нужно уделить особое внимание. Ситуация в Чечне и проблемы прав человека препятствовали усилиям по осуществлению там множества условий Рамочной конвенции, принципы
которой должны быть полностью приняты во внимание в процессе политического урегулирования в Чеченской Республике;
практическое применение нескольких положительных инициатив оказалось неэффективным из-за ограниченных возможностей и особенностей местных ресурсов. Например, улучшенная нормативная защита малочисленных местных народов Севера не привела к намеченному прогрессу из-за неадекватных механизмов и поддержки выполнения законов на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, усилия многих республик, направленные на защиту их "титульных наций", не всегда были сопряжены с адекватными мерами для осуществления Рамочной конвенции в отношении людей, принадлежащих к другим группам, живущим в различных областях;
имеются некоторые административные методы, региональные и местные положения, ограничивающие регистрацию и создающие неуместные препятствия для людей, принадлежащих к национальным меньшинствам в определенных областях, например, для месхитинцев в Краснодарском крае, которые являются проблематичными с точки зрения недискриминации и других принципов Рамочной конвенции;
что касается использование языков меньшинств, то сохраняются недостатки, inter alia, в объеме и возможностях обучения некоторых языков меньшинств, включая отношение ко многим рассеянным меньшинствам. В то же время должна сохраняться гарантия, что законодательство, нацеленное на защиту государственного языка, должно исключить дискриминацию к языкам меньшинств и не ставить под сомнение положительные шаги, которые были приняты относительно использования языков "титульных наций" республик;
проблемы, связанные с эффективным участием людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, заслуживают пристального внимания властей, чтобы быстро и эффективно разрешать любые вопросы. Должны приветствоваться предпринимаемые меры, направленные на улучшение консультаций между властями и национально-культурными автономиями и другими организациями национальных меньшинств в процессах принятия решения. Кроме того, должны быть предприняты дополнительные усилия по продвижению политических средств защиты интересов национальных меньшинств. Для этой цели должны быть изменены и, при необходимости, исправлены соответствующие законодательные и полицейские структуры.
2. Рекомендует, чтобы Российская Федерация приняла во внимание заключения, изложенные выше в параграфе 1, вместе с различными комментариями мнения Консультативного Комитета.
3. Приглашает Правительство Российской Федерации в соответствии с Резолюцией (97) 10:
a) продолжать диалог с Консультативным комитетом;
b)регулярно информировать Консультативный комитет о мерах, которые были приняты в ответ на заключения и рекомендации, изложенные выше в параграфах 1 и 2.