Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,
принимая во внимание цель Совета Европы по осуществлению более узкого сотрудничества между государствами — членами Совета Европы и то, что эта цель может быть достигнута наравне с другими мерами проведением регулирующей политики в области здоровья;
учитывая, что зависимость от алкоголя, табака и наркотиков наносит вред здоровью, включая социальные, психологические и патологические аспекты;
принимая во внимание Рекомендацию № R (82) 4 о предупреждении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольными напитками, и особенно среди молодежи, Рекомендацию (82) 5 о предупреждении наркомании и об особой роли воспитания здоровья и Рекомендацию (84) 3 о соответствующих принципах телевизионной рекламы;
учитывая необходимость гибкой политики информирования и воспитания совместно с законодательными, нормативными и экономическими мерами содействия здоровому образу жизни и сокращению факторов риска, ключевую роль должны играть средства массовой информации и опросы мнения, усиливая заинтересованность лиц в действиях по воспитанию здоровья и в других мерах решения данного вопроса,
Рекомендует Правительствам государств — членов Совета Европы учитывать принципы, содержащиеся в приложении к настоящей Рекомендации, способствующие стратегиям борьбы с курением, злоупотреблением алкогольными напитками и наркоманией совместно с опросами мнений и средствами массовой информации и наделяющие особой ответственностью последние в формировании общественных отношений в области здоровья.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (86) 14
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ
Цели
1. Информационные и воспитательные стратегии в области здравоохранения должны иметь в качестве главных целей поощрение здорового образа жизни, содействие здоровой среде и сокращению факторов риска.
Политика
2. Информационная воспитательная политика в сфере здравоохранения должна проводиться в рамках координирующей системы, предусматривать заботу о здоровье и параллельно с законодательными, экономическими и другими действиями являться частью более широкой политики, отдавая приоритет социально неблагоприятным группам.
3. Эта политика должна быть гибкой и проводиться на местном уровне в целях развития коллективной и индивидуальной ответственности. Она должна предусматривать различие социальных уровней и необходимость предоставления информации уязвимым категориям населения.
Координация
4. Координирующая стратегия должна включать совместную деятельность учреждений, таких, как школы, государственные и частные компании санитарного и социального назначения, семья, добровольные учреждения, спортивные ассоциации, развлекательные комплексы и средства массовой информации.
5. Координация должна осуществляться:
по горизонтали — между учреждениями, службами и лицами одного уровня;
по вертикали — между учреждениями, службами и лицами на местном, региональном и национальном уровнях;
во времени — для охвата всей жизни лица.
Потенциальная роль средств массовой информации
6. В сотрудничестве со средствами массовой информации необходимо соблюдать основополагающие принципы независимости и свободы выражения во всех государствах — членах Совета Европы и учитывать политическую, коммерческую и финансовую среду, отличающуюся в зависимости от страны, в которой действуют средства массовой информации. Нужно стремиться к тому, чтобы средства массовой информации поощряли участие коллектива и граждан в улучшении своего собственного здоровья и усиливали влияние образовательных кампаний на воспитание всех граждан. Сотрудничество со средствами массовой информации должно включать их участие в определении и подготовке стратегий.
7. Необходимо, насколько возможно, сокращать противоречия между сообщениями, распространяемыми средствами массовой информации, и политикой органов здравоохранения. Следует заботиться о том, чтобы эти сообщения не побуждали к мысли восхищаться теми или подражать тем, кто потребляет табак, алкогольные напитки или наркотические вещества.
8. Публичные власти и, в частности, органы здравоохранения должны предоставлять средствам массовой информации данные, которые им необходимы для информирования общества. Сообщения должны предоставляться в соответствующей форме и быть ясными и понятными для общества.
9. Необходимо повышать знания журналистов, например, посредством проведения семинаров, образовательных стажировок или выработки основополагающих принципов и справочных изданий (например, в сфере терминологии). Следует поощрять создание ассоциаций журналистов, специалистов в вопросах здоровья.
ОСОБЫЕ СТРАТЕГИИ
Табак
10. Стратегии снижения курения должны:
разубеждать людей, в частности молодежь, начинать курить;
убеждать курильщиков прекращать курить или сокращать потребление табака.
Будет полезным:
запрещать курить в общественных местах, школах, больницах, в общественном транспорте и т.д.;
снижать потребление табака на предприятиях, отделах и т.д.;
содержать предупреждения на табачных продуктах.
Алкоголь
11. Стратегии сокращения злоупотребления алкогольными напитками должны принимать во внимание экономические и коммерческие интересы, способные препятствовать осуществлению установленных целей.
Эти цели должны:
способствовать умеренному и ответственному отношению к алкоголю, в частности на рабочем месте, в школе и на военных и спортивных уровнях;
информировать общество об опасностях, связанных со злоупотреблением алкоголем для беременных женщин и молодых людей;
привлекать внимание средств массовой информации к последствиям, связанным со злоупотреблением алкоголя.
Наркотики
12. Стратегии борьбы с наркоманией должны учитывать сложность этого явления, изоляцию наркоманов в обществе, необходимость защиты жертв от общественного любопытства и отвержения со стороны граждан. На местном уровне необходимо предоставлять информацию молодежи, их семьям, преподавателям, медицинскому персоналу. Также могут быть предприняты меры для ограничения распространения среди молодежи аудиовизуальных и других документов, влияющих на употребление наркотиков.
Оценка
13. Воспитательные кампании здравоохранения и информационные санитарные программы должны способствовать эффективности своей деятельности через средства массовой информации. Эта оценка должна предусматривать опасность различного понимания воспитательных программ или сообщений о здоровье социальными группами. Результаты
оценки должны использоваться в формировании дальнейших кампаний.
Посредники
14. Специалисты в области здравоохранения, преподаватели и практики играют важную роль в распространении информации о здравоохранении и должны пользоваться методами и наиболее недавними достижениями в области воспитания здоровья детей и взрослых.
15. Достаточные средства должны быть предоставлены для поощрения сотрудничества между теми, кто предоставляет информацию, с одной стороны, и, с другой стороны, ассоциациями потребителей, профсоюза ми, молодежными движениями и другими общественными организация ми, которые интересуются экологическими и санитарными проблемами, и для обеспечения активного участия всех заинтересованных лиц. Это сотрудничество может выполняться общими командами учреждений, предусматривающих, успешно завершающих и оценивающих кампании. Представители опроса мнений и представители этих групп должны предлагать опрашиваемым по необходимости получить соответствующее образование.
16. Необходимо создавать национальные методы поощрения и вознаграждения органов или учреждений, которые внесли существенный вклад в определение или осуществление стратегий борьбы с курением, злоупотреблением алкогольными напитками и наркоманией, основываясь на принципах, отраженных в настоящей Рекомендации.
Регулирование торговли и рекламы
17. Необходимо проводить политику регулирования рекламы и торговли табаком, алкогольными напитками и фармацевтическими продуктами; по возможности осуществлять добровольное сотрудничество с производителями.
18. Необходимо проводить политику, строго ограничивающую или полностью запрещающую все формы рекламы и торговлю табаком и алкогольными напитками, и предпринимать меры, препятствующие расширению продажи наркотических веществ.