О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (86) 14* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О подготовке стратегии борьбы с курением, злоупотреблением алкогольными напитками и наркоманией в сотрудничестве с органами, проводящими опросы населения, и средствами массовой информации

(Принята Комитетом Министров 16 октября 1986 г. на 400-ой встрече Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (86) 14

Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,

принимая во внимание цель Совета Европы по осуществлению более узкого сотрудничества между государствами — членами Совета Европы и то, что эта цель может быть достигнута наравне с другими мерами проведением регулирующей политики в области здоровья;

учитывая, что зависимость от алкоголя, табака и наркотиков наносит вред здоровью, включая социальные, психологические и патологические аспекты;

принимая во внимание Рекомендацию № R (82) 4 о предупреждении проблем, связанных со злоупотреблением алкогольными напитками, и особенно среди молодежи, Рекомендацию (82) 5 о предупреждении наркомании и об особой роли воспитания здоровья и Рекомендацию (84) 3 о соответствующих принципах телевизионной рекламы;

учитывая необходимость гибкой политики информирования и воспитания совместно с законодательными, нормативными и экономическими мерами содействия здоровому образу жизни и сокращению факторов риска, ключевую роль должны играть средства массовой информации и опросы мнения, усиливая заинтересованность лиц в действиях по воспитанию здоровья и в других мерах решения данного вопроса,

Рекомендует Правительствам государств — членов Совета Европы учитывать принципы, содержащиеся в приложении к настоящей Рекомендации, способствующие стратегиям борьбы с курением, злоупотреблением алкогольными напитками и наркоманией совместно с опросами мнений и средствами массовой информации и наделяющие особой ответственностью последние в формировании общественных отношений в области здоровья.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (86) 14

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ

Цели

1. Информационные и воспитательные стратегии в области здравоохранения должны иметь в качестве главных целей поощрение здорового образа жизни, содействие здоровой среде и сокращению факторов риска.

Политика

2. Информационная воспитательная политика в сфере здравоохранения должна проводиться в рамках координирующей системы, предусматривать заботу о здоровье и параллельно с законодательными, экономическими и другими действиями являться частью более широкой политики, отдавая приоритет социально неблагоприятным группам.

3. Эта политика должна быть гибкой и проводиться на местном уровне в целях развития коллективной и индивидуальной ответственности. Она должна предусматривать различие социальных уровней и необходимость предоставления информации уязвимым категориям населения.

Координация

4. Координирующая стратегия должна включать совместную деятельность учреждений, таких, как школы, государственные и частные компании санитарного и социального назначения, семья, добровольные учреждения, спортивные ассоциации, развлекательные комплексы и средства массовой информации.

5. Координация должна осуществляться:

по горизонтали — между учреждениями, службами и лицами одного уровня;

по вертикали — между учреждениями, службами и лицами на местном, региональном и национальном уровнях;

во времени — для охвата всей жизни лица.

Потенциальная роль средств массовой информации

6. В сотрудничестве со средствами массовой информации необходимо соблюдать основополагающие принципы независимости и свободы выражения во всех государствах — членах Совета Европы и учитывать политическую, коммерческую и финансовую среду, отличающуюся в зависимости от страны, в которой действуют средства массовой информации. Нужно стремиться к тому, чтобы средства массовой информации поощряли участие коллектива и граждан в улучшении своего собственного здоровья и усиливали влияние образовательных кампаний на воспитание всех граждан. Сотрудничество со средствами массовой информации должно включать их участие в определении и подготовке стратегий.

7. Необходимо, насколько возможно, сокращать противоречия между сообщениями, распространяемыми средствами массовой информации, и политикой органов здравоохранения. Следует заботиться о том, чтобы эти сообщения не побуждали к мысли восхищаться теми или подражать тем, кто потребляет табак, алкогольные напитки или наркотические вещества.

8. Публичные власти и, в частности, органы здравоохранения должны предоставлять средствам массовой информации данные, которые им необходимы для информирования общества. Сообщения должны предоставляться в соответствующей форме и быть ясными и понятными для общества.

9. Необходимо повышать знания журналистов, например, посредством проведения семинаров, образовательных стажировок или выработки основополагающих принципов и справочных изданий (например, в сфере терминологии). Следует поощрять создание ассоциаций журналистов, специалистов в вопросах здоровья.

ОСОБЫЕ СТРАТЕГИИ

Табак

10. Стратегии снижения курения должны:

разубеждать людей, в частности молодежь, начинать курить;

убеждать курильщиков прекращать курить или сокращать потребление табака.

Будет полезным:

запрещать курить в общественных местах, школах, больницах, в общественном транспорте и т.д.;

снижать потребление табака на предприятиях, отделах и т.д.;

содержать предупреждения на табачных продуктах.

Алкоголь

11. Стратегии сокращения злоупотребления алкогольными напитками должны принимать во внимание экономические и коммерческие интересы, способные препятствовать осуществлению установленных целей.

Эти цели должны:

способствовать умеренному и ответственному отношению к алкоголю, в частности на рабочем месте, в школе и на военных и спортивных уровнях;

информировать общество об опасностях, связанных со злоупотреблением алкоголем для беременных женщин и молодых людей;

привлекать внимание средств массовой информации к последствиям, связанным со злоупотреблением алкоголя.

Наркотики

12. Стратегии борьбы с наркоманией должны учитывать сложность этого явления, изоляцию наркоманов в обществе, необходимость защиты жертв от общественного любопытства и отвержения со стороны граждан. На местном уровне необходимо предоставлять информацию молодежи, их семьям, преподавателям, медицинскому персоналу. Также могут быть предприняты меры для ограничения распространения среди молодежи аудиовизуальных и других документов, влияющих на употребление наркотиков.

Оценка

13. Воспитательные кампании здравоохранения и информационные санитарные программы должны способствовать эффективности своей деятельности через средства массовой информации. Эта оценка должна предусматривать опасность различного понимания воспитательных программ или сообщений о здоровье социальными группами. Результаты оценки должны использоваться в формировании дальнейших кампаний.

Посредники

14. Специалисты в области здравоохранения, преподаватели и практики играют важную роль в распространении информации о здравоохранении и должны пользоваться методами и наиболее недавними достижениями в области воспитания здоровья детей и взрослых.

15. Достаточные средства должны быть предоставлены для поощрения сотрудничества между теми, кто предоставляет информацию, с одной стороны, и, с другой стороны, ассоциациями потребителей, профсоюза ми, молодежными движениями и другими общественными организация ми, которые интересуются экологическими и санитарными проблемами, и для обеспечения активного участия всех заинтересованных лиц. Это сотрудничество может выполняться общими командами учреждений, предусматривающих, успешно завершающих и оценивающих кампании. Представители опроса мнений и представители этих групп должны предлагать опрашиваемым по необходимости получить соответствующее образование.

16. Необходимо создавать национальные методы поощрения и вознаграждения органов или учреждений, которые внесли существенный вклад в определение или осуществление стратегий борьбы с курением, злоупотреблением алкогольными напитками и наркоманией, основываясь на принципах, отраженных в настоящей Рекомендации.

Регулирование торговли и рекламы

17. Необходимо проводить политику регулирования рекламы и торговли табаком, алкогольными напитками и фармацевтическими продуктами; по возможности осуществлять добровольное сотрудничество с производителями.

18. Необходимо проводить политику, строго ограничивающую или полностью запрещающую все формы рекламы и торговлю табаком и алкогольными напитками, и предпринимать меры, препятствующие расширению продажи наркотических веществ.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел