Комитет Министров, принимая во внимание, что среди Стран — участниц Совета Европы наблюдается интерес в проведении общей политики в области уголовного законодательства;
учитывая тенденцию, наблюдаемую во всех Странах-участницах избегать, насколько это возможно, вынесения приговоров, связанных с лишением свободы, как вследствие очевидных их недостатков, так и из уважения к индивидуальной свободе и будучи уверенными в том, что данный процесс может быть продолжен без увеличения опасности для общества;
учитывая, в свою очередь, что необходимо не только развивать альтернативные меры, которые уже существуют давно (такие, как отложенные приговоры и испытательный срок), но также поощрять новые меры, чтобы обеспечить суды возможностью выбирать среди многих возможных мер одну, применимую в данном конкретном случае;
учитывая, что альтернативы тюремному заключению могут служить цели реабилитации преступников и менее дорогостоящи, чем заключение;
в свете экспериментов, проведенных в этой области в ряде Стран-участниц,
Рекомендует Правительствам Стран-участниц:
1) проанализировать свое законодательство с целью устранить юридические препятствия внедрению мер наказания, альтернативных заключению;
2) не жалеть усилий в развитии существующих альтернатив, и в частности:
a) изучать новые методы применения испытательного срока, включая расширение использования жилых зон для испытуемых, которые были опробованы в некоторых из Стран-участниц, с целью рассмотреть возможность их применения;
b) обеспечить более широкое применение штрафов и мер по обеспечению адекватности налагаемого штрафа материальному положению наказуемого, а также обеспечить, чтобы получение штрафов позволяло избегать, где это возможно, заключение;
c) рассмотреть возможность введения различных наказаний (таких, как изымание водительских прав) вместе с конфискацией как альтернативной замены приговора, связанного с лишением свободы;
3) изучать различные новые альтернативы тюремному заключению, имея в виду возможное их включение в соответствующие законодательства Стран-участниц, и в частности:
a) рассмотреть объем мер наказания, которые просто отмечают, что лицо признано виновным, но не налагают существенного наказания на правонарушителя;
b) рассмотреть целесообразность отсрочки приговора после установления вины, чтобы применяемые санкции учитывали поведение преступника после осуждения;
c) рассмотреть преимущества работы в обществе и особенно возможности, которые она дает:
для правонарушителя исправляться, выполняя общественно полезные работы;
для общества активно принимать участие в реабилитации правонарушителя, принимая его сотрудничество в добровольном труде;
d) рассмотреть, как может воздействовать на осужденного режим частичного заключения вместо полного, что позволит ему поддерживать либо восстановить связи с обществом в целом;
4. предоставить необходимые ресурсы в распоряжение ведомств, ответственных за исполнение альтернативных мер наказания, и обеспечить их максимально эффективное использование;
5. разрабатывать меры, привлекающие судейские составы в развитие процесса проработки новых альтернативных мер наказания;
6. прикладывать усилия к информированию общественного мнения относительно преимуществ альтернативных мер наказания, чтобы обеспечить восприятие этих мер общественным мнением;
7. предусмотреть широкое распространение этой Резолюции вместе с разъяснительной частью в соответствующих ведомствах.
Предлагает Правительствам Стран-участниц информировать Генерального Секретаря Совета Европы о мерах, предпринимаемых во исполнение этих рекомендаций, каждые пять лет.