Комитет Министров,
считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства среди его членов;
будучи убежденным в необходимости увеличения правовой защиты прав потребителей для ее усиления;
считая, что включение нечестных условий в договоры поставки товаров и оказания услуг, а также отсутствие соответствующего законодательства в этой области ставит потребителей в более низкое положение, которое наносит вред их интересам;
считая, что потребителям все чаще предлагают контракты поставки товаров и оказания услуг на условиях, которые редко адекватно защищают их интересы и которые они не имеют подлинной возможности изменить;
считая, что по этим причинам потребителям должна быть предоставлена защита от нечестных условий договоров,
I. Рекомендует Правительствам государств-членов:
1. Внедрять правовые и иные средства, которые являются эффективными для защиты потребителей от нечестных условий договоров, касающихся поставки товаров или оказания услуг, в частности, против нечестных условий договоров, основанных на стандартных текстах и других договорах, в которых потребитель обладает незначительными, хотя бы какими-то возможностями для переговоров или влияния на их содержание.
2. Закрепить в качестве принципа в отношении ситуаций с договорами, описанными в параграфе 1, что любое условие или комбинация условий, которые закрепляют такое соотношение прав, которое противоречит интересам потребителей, должны рассматриваться как нечестные и влечь соответствующие последствия.
3. Предпринимать, усиливать или поддерживать в качестве соответствующих меры, которые способны предупредить включение в такие договоры условий, несовместимых с императивными нормами права, или других условий, которые рассматриваются как нечестные в отношении потребителей.
4. Предпринимать меры или усиливать существующие меры для защиты потребителей от неадекватных или вводящих в заблуждение представлений о содержании таких договоров и, в частности, гарантировать, что в случае необходимости все условия этих договоров без труда и в понятной форме будут доступны для ознакомления потребителей до того, как они согласятся с ними.
5. Предусматривать соответствующие методы контроля за нечестными условиями договоров, основанные на принципах, изложенных в приложении к настоящей Резолюции. Принятый метод контроля должен основываться на всех или на некоторых из этих принципов.
6. Обдумать расширение сферы действия принципов, содержащихся в параграфах 1 — 5, на контракты, касающиеся недвижимого имущества.
II. Предлагает Правительствам государств-членов после истечения пяти лет информировать Генерального Секретаря Совета Европы о шагах, предпринятых вследствие этой Резолюции, и опыте, который они приобрели при осуществлении этой Резолюции, для того чтобы Комитет Министров мог принять решение о том, следует ли пересматривать вопросы, которые затрагивает Резолюция, с учетом потребностей, открывшихся на тот момент в сфере защиты потребителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ
Принципы
I
1. Должна быть доступна процедура, согласно которой вопрос о нечестности условий, содержащихся в типовых формах договоров, мог бы быть рассмотрен по инициативе заинтересованных лиц, организаций, представляющих интересы потребителей, торговых и профессиональных ассоциаций или государственных органов. Точки зрения этих лиц и органов могут быть представлены в ходе этой процедуры.
2. Тем не менее, независимо от того, изменен или нет типовой договор согласно параграфу 1, любой, взятый в отдельности, заключенный на основе типовой формы договор может быть предметом процедуры разбирательства споров.
II
1. Любое заинтересованное лицо, организация, представляющая интересы потребителей, торговые или профессиональные ассоциации или государственные органы должны иметь возможность представлять на рассмотрение стандартные формы договоров — независимо от того, были ли они пересмотрены согласно принципу I, — для разбирательства в судебном органе или другом подходящем органе, который должен быть выбран или создан в каждом государстве для того, чтобы этот орган мог изучать договоры для определения того, содержатся ли в них какие-либо нечестные условия контрактов. Такой орган может действовать по собственной инициативе. Если определенный официальный орган был создан в соответствии с принципом I, этот орган не должен обладать компетенцией по смыслу настоящего параграфа.
2. Решения принятые согласно процедуре, предусмотренной параграфом 1, должны, насколько это возможно, применяться к условиям типовых форм договоров аналогичного вида и должны в соответствующих случаях быть опубликованы.
III
Должна быть доступна процедура скорого введения законодательных мер, предназначенных для официального объявления незаконным использование в договорах нечестных условий.
IV
1. Должна быть создана простая, быстрая и дешевая судебная процедура как часть политики в области защиты потребителей, особенно от нечестных условий договоров, к которой потребители могли бы иметь легкий доступ.
2. В этом контексте должны быть предприняты меры, поощряющие мирное разрешение споров.