Комитет Министров,
напоминая, что одной из целей Совета Европы
является достижение большего единства между его членами;
полагая, что по соображениям справедливости
и социальной солидарности необходимо работать над ситуациями,
в которые попадают потерпевшие от преступлений и, в частности
тех, которые получили телесные повреждения, и также иждивенцев
тех, кто погиб в результате совершения преступления;
считая, что возможности получения компенсации,
которые доступны для потерпевших, зачастую недостаточны, особенно,
когда преступник не был установлен или не обладает необходимыми
средствами;
отмечая, что для исправления этой ситуации
многие государства-члены уже создали специальные схемы
предоставления компенсации потерпевшим, в то время как другие
государства-члены обдумывают аналогичные меры;
считая, что является важным и отвечает
интересам потерпевших закрепление руководящих принципов для
гармонизации национальных положений в этой области,
I. Рекомендует Правительствам государств-членов
принимать во внимание следующие принципы:
1) когда компенсация не может быть обеспечена
другими средствами, государство должно делать пожертвования для
компенсации:
a) каждому, кто получил тяжелые телесные
повреждения в результате преступления,
b) иждивенцам любого человека, который умер
в результате преступления;
2) что касается преступлений, следствием которых
является причинение телесных повреждений, то, по крайней мере, все
международные насильственные преступления должны компенсироваться,
даже если преступник не может быть подвергнут уголовному преследованию;
3) компенсация должна предоставляться либо в рамках
системы социального обеспечения или путем создания специальной схемы
компенсации или путем обращения к страхованию;
4) компенсация должна быть максимально полной и
справедливой, принимая во внимание характер и последствия повреждений;
5) компенсация должна включать, в подходящих случаях,
по крайней мере, потери прошлого и будущего заработков, увеличение расходов,
медицинские расходы, расходы на медицинскую и профессиональную реабилитацию
и расходы на похороны;
6) по практическим и экономическим причинам компенсационные
схемы могут предусматривать минимальные и максимальные размеры компенсаций.
Компенсация также может быть фиксированной на основе заранее утвержденной
шкалы или оценки в процентах повреждений. Выплата компенсации может быть
ограничена и выплачиваться жертвам, которые находятся в затруднительном
материальном положении;
7) компенсация может принимать форму единовременной
выплаты или периодических платежей;
8) компенсационная схема должна предусматривать возможность
предоставления, в случаях, не терпящих отлагательства, временных премий, когда
может иметь место задержка при определении компенсации;
9) для избежания двойной компенсации, любое количество
денег, полученных или которые можно получить из других источников, таких
как социальное страхование или частная страховка, должны быть вычтены или возвращены;
10) схема должна суброгировать требования потерпевшего,
насколько это возможно, без нанесения вреда реабилитации преступника;
11) компенсация может быть сокращена или в ней может
быть отказано с учетом поведения потерпевшего и его взаимоотношений
с преступником и его окружением;
12) за исключением случаев применения специальных конвенций,
компенсацию следует выплачивать государству, на территории которого, включая
морские и воздушные суда, произошло преступление;
13) что касается иностранных граждан, то должен полностью
или частично применяться принцип взаимности.
II. Предлагает Правительствам государств-членов каждые
пять лет информировать Генерального Секретаря Совета Европы о шагах,
предпринятых для осуществления этой Резолюции.