"Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации).
1. Право на самозащиту прав и свобод прямо не предусмотрено в конвенциях и хартиях Совета Европы.
Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и средства массовой информации. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с национальным законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки и т. п., направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.
2. Подобный способ защиты прав обычно не предполагает участия государства. Напротив, государство должно воздерживаться от чрезмерного вмешательства в деятельность институтов гражданского общества. В то же время от государства требуется создание такой правовой системы, в которой эти институты могут беспрепятственно функционировать. По сути дела, это одна из разновидностей позитивных обязательств, возлагаемых на государства-участники Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (СЕД № 5), - осуществлять законодательное и иное правовое регулирование, позволяющее лицам, находящимся под их юрисдикцией, нормально пользоваться правами и свободами, гарантированными Конвенцией (см.: Верховенство права).
Свободное функционирование институтов гражданского общества является необходимым условием существования демократического политического режима и демократического общества, упоминаемых в преамбуле и ряде статей Конвенции. Их поддержание и составляет основную цель установленной Конвенцией системы защиты. В частности, в соответствии с Конвенцией и практикой Европейского Суда по правам человека ограничения прав и свобод человека, преследующие одну из легитимных целей, признаются допустимыми только в том случае, если они являются "необходимыми в демократическом обществе" (см.: Верховенство права). Из ряда решений Европейского Суда следует, что к числу важнейших характеристик "демократического общества" он относит плюрализм, толерантность, либерализм, равенство, свободу и создание условий для самореализации личности1.
3. Некоторые из прав, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, предоставляют определенные возможности для самозащиты прав и свобод. В частности, статья 10 Конвенции гарантирует свободу выражения мнения, включающую в себя свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию, в том числе являющуюся оскорбительной, шокирующей или раздражающей для государства или части населения2. Таким образом, статья 10 Конвенции создает условия для самозащиты прав и свобод в форме публичных речей, распространения листовок, обращения в средства массовой информации (см.: Свобода мнений и убеждений; Право на информацию.
4. Статья 11 Конвенции, гарантирующая свободу собраний и объединений, также может быть истолкована как обеспечивающая возможности для самозащиты прав и свобод, поскольку одной из ее форм является проведение митингов, шествий и пикетирований, а также создание объединений, в том числе профессиональных союзов.
Так, в решении по делу Организация "Платформа "Врачи за жизнь" против Австрии от 21 июня 1988 года3 Европейский Суд отметил, что любая демонстрация может раздражать или оскорблять тех, кто выступает против идей или требований, в поддержку которых она проводится. Но участники демонстрации должны иметь возможность проводить ее без опасения подвергнуться физическому насилию со стороны своих противников, ибо такие опасения могут воспрепятствовать группам, разделяющим общие идеи и интересы, открыто выражать свои мнения по актуальным вопросам жизни общества. В демократическом обществе право на проведение контрдемонстрации не может выливаться в ограничение осуществления права на демонстрацию. Исходя из этого, обеспечение истинной и эффективной свободы мирных собраний не может сводиться лишь к обязанности государства воздерживаться от вмешательства в их проведение (п. 32). В обязанность государства входит также принятие разумных и надлежащих мер для обеспечения мирного характера разрешенных законом демонстраций. Однако Конвенция не требует достижения соответствующих результатов. Государства обладают широкими пределами усмотрения при выборе необходимых мер и не могут дать абсолютных гарантий в этом отношении (п. 34).
Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года (СЕД № 163) также требует от государств обеспечения свободы трудящихся и работодателей создавать местные, национальные или международные организации для защиты их экономических и социальных интересов (статья 5)4.
5. Европейская социальная хартия (пересмотренная) содержит целый ряд положений, направленных на обеспечение трудящимся возможностей для защиты их трудовых и социальных прав. В частности, государства-участники принимают на себя обязательства содействовать проведению совместных консультаций между трудящимися и работодателями, созданию механизмов для проведения добровольных переговоров между работодателями или организациями работодателей, с одной стороны, и организациями трудящихся - с другой, с целью определения условий занятости посредством коллективных договоров, а также механизма примирения и добровольного арбитража для урегулирования трудовых споров. Кроме того, государства признают право трудящихся и работодателей на коллективные действия в случаях коллизии интересов, включая право на забастовку (статья 6). Государства-участники Социальной хартии обязуются принимать меры, дающие трудящимся и их представителям возможность получать информацию об экономическом и финансовом положении предприятия, участвовать в консультациях относительно предлагаемых администрацией решений, которые могут существенно затрагивать их интересы (статья 21), а также в определении и улучшении условий и организации труда, обеспечении охраны и гигиены труда, организации социально-культурного обслуживания, в контроле за соблюдением правил и положений, регулирующих указанные вопросы (статья 22 )5.
6. Очевидно, что необходимым условием защиты прав и свобод, в том числе и самозащиты, является знание об их гарантированности. Совет Европы уделяет значительное внимание распространению информации о гражданских, политических и экономических правах, закрепленных в конвенциях и хартиях, заключенных в его рамках. Кроме того, Совет Европы призывает государства-участники информировать своих граждан об их правах. Так, Комитет Министров принял Декларацию "Об обучении демократическому гражданству, основанному на правах и обязанностях граждан"6, в которой подчеркнул необходимость безотлагательного принятия мер для повышения уровня осведомленности граждан об их правах и способности осуществлять эти права, уважая при этом права других лиц. Комитет Министров отметил, что обучение гражданина его правам должно происходить в течение всей жизни в образовательных учреждениях, по месту работы, с помощью профессиональных, политических, неправительственных организаций, средств массовой информации и пр. В дополнение к Декларации принята Программа обучения демократическому гражданству, предусматривающая подготовку Советом Европы общих рекомендаций, оказание помощи государствам в разработке программ обучения граждан их правам, проведение практических занятий, а также создание учебных пособий, в том числе с использованием новых технологий.
1 Jacobs F.G., White R.C.A. The European Convention on Human Rights. Second Edition. Oxford, 1996. P. 307.
2 Eur. Court H.R. Handyside v. United Kingdom, Judgment of 7 December 1976. Series A. No.24. Para. 49.
3 Eur. Court H.R. Plattform "Artze fur das Leben" v. Austria, Judgment of 21 June 1988. Series A. No. 139. Перевод на русский язык см.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 1. С. 598-601.
4 См. подробнее: Свобода собраний и манифестаций.
5 См. подробнее: Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; Право на забастовку.
6 Committee of Ministers. Declaration and Programme on Education for Democratic Citizenship, Based on the Rights and Responsibilities of Citizens. Adopted on 7 May 1999 (104th Meeting).