О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

"Каждый имеет право... на защиту от безработицы" (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

1. Многие положения Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года (СЕД № 163) сориентированы на защиту от безработицы. Прежде всего государства-участники Хартии рассматривают достижение и поддержание высокого и стабильного уровня занятости, а в перспективе - достижение полной занятости в качестве одной из своих целей и обязанностей (пункт 1 статьи 1). Европейский комитет по социальным правам (ранее - Комитет независимых экспертов) признает эволюционный характер данного положения1, налагающее на государства обязательство придерживаться такого образа действия, который позволит со временем достичь прогресса в заданном направлении2. Выполняя рассматриваемое обязательство, Стороны должны продемонстрировать не столько определенные показатели безработицы, сколько свою приверженность экономической политике, направленной на достижение высокого уровня занятости.

Анализируя политику конкретного государства-участника в области занятости, Комитет учитывает различные параметры, в том числе удельный вес самодеятельного населения, распределение рабочих мест по секторам экономики, процентное соотношение мужчин и женщин среди трудящихся, удельный вес различных видов трудовых договоров. Существенное значение имеют также тенденции в области занятости; положение на рынке труда наиболее уязвимых групп населения - женщин, молодежи, лиц, являющихся безработными в течение длительного времени, иммигрантов, представителей этнических меньшинств; динамика и распределение расходов в области занятости, включая процентное соотношение активных (создание рабочих мест, профессиональная подготовка) и пассивных мер (выплата компенсаций) в общем блоке расходов3.

Следует отметить, что пункт 1 статьи 1 является единственным положением Части II, в отношении которого не предусматривается оценка выполнения принятых обязательств. Европейский комитет по социальным правам только анализирует политику государств в области занятости и представляет свои замечания.

2. Хартия предусматривает учреждение структур, занимающихся трудоустройством, а также создание условий для повышения профессиональной квалификации и переподготовки трудящихся. Государства-участники берут на себя обязательство создавать и поддерживать службы занятости, оказывающие бесплатные услуги для всех трудящихся (пункт 3 статьи 1). Как отмечается в комментариях к Хартии, социальные партнеры, то есть профессиональные союзы и предпринимательские организации, должны также участвовать в организации и деятельности данных служб4.

Следует отметить, что службы занятости оказывают бесплатные услуги как трудящимся, так и работодателям. Оказание платных услуг допускается только в том случае, если во всех секторах экономики действуют службы занятости, оказывающие услуги на бесплатной основе. Оценивая степень эффективности предоставляемых услуг в области трудоустройства, Европейский комитет по социальным правам учитывает такие показатели, как общее число направлений на работу, выданных службами занятости, количество предлагаемых вакансий в различных секторах рынка труда.

Государства-участники Хартии содействуют обеспечению профессиональной подготовки и переподготовки трудящихся (пункт 4 статьи 1), по мере необходимости развивают специальные средства в области профессиональной переподготовки, обусловленные потребностями технического прогресса и новыми тенденциями в области занятости (пункт 3(b) статьи 10), а также способствуют принятию необходимых мер в области переподготовки и включения в производственный процесс длительно безработных (пункт 4 статьи 10)5.

Положения пункта 1 статьи 4 содержат обязательство общего характера, которое предполагает наличие служб, предоставляющих услуги в данной сфере, а также обеспечение права доступа к этим службам всех заинтересованных лиц, включая граждан других Договаривающихся Сторон. Европейский комитет по социальным правам признает необходимость постоянного повышения профессионального уровня трудящихся в рамках профессиональной подготовки и переподготовки. Вместе с тем, по мнению Комитета, в периоды экономических кризисов первоочередное внимание должно уделяться профессиональной подготовке молодежи, которая в большей степени страдает от безработицы. При оценке выполнения государствами-участниками предписаний статьи 10 учитываются типы профессиональной подготовки и образования для взрослых, меры по профессиональной подготовке и переподготовке особых групп - женщин, безработных, динамика государственных расходов, а также достигнутые результаты в данной области. В соответствии со стандартами Совета Европы положения данной статьи должны распространяться и на граждан других Договаривающихся Сторон, на законных основаниях проживающих на территории страны.

3. Европейская социальная хартия содержит ряд положений, направленных на защиту прав трудящегося в случае увольнения. Государства-участники в качестве цели своей политики рассматривают создание условий для эффективного осуществления ряда прав и принципов, в числе которых право всех трудящихся на защиту в случае прекращения занятости (пункт 24 Части I)6.

В соответствии с предписаниями пункта 4 статьи 4 трудящиеся должны быть заблаговременно и в разумные сроки уведомлены о прекращении их работы по найму. Данное положение распространяется и на лиц, выполняющих нетипичные виды работ или проходящих испытательный срок, а также на случаи прекращения трудовых отношений в связи с инвалидностью трудящегося, несостоятельностью или смертью работодателя. Вместе с тем в соответствии с Приложением к Хартии предписания пункта 4 не препятствуют немедленному увольнению трудящегося в случае совершения им серьезного проступка.

Целью пункта 4 статьи 4 Хартии является предоставление трудящемуся необходимого времени для изучения рынка труда еще до прекращения действия трудового договора. При этом в течение этого срока допускается возможность отсутствия трудящегося на рабочем месте в связи с поиском работы. Европейский комитет по социальным правам не устанавливает единых требований в отношении содержания понятия "разумный срок", увязывая его со стажем работы. Вместе с тем сокращенные сроки уведомления для молодых трудящихся не считаются оправданными. Как показывает практика, Комитет признает не соответствующими Хартии следующие сроки увольнения:

-  недельный в течение первого года работы;

-  менее месяца после года работы;

-  30-дневный после пяти лет работы;

-  6-недельный при стаже от 10 до 15 лет;

-  8-недельный после 15 лет стажа7.

В статье 24 Хартии8 сформулировано право трудящегося на защиту в случае окончания найма (речь идет о прекращении трудового договора по инициативе администрации). Договаривающиеся Стороны обязуются признавать:

(a) право трудящихся не быть уволенными без уважительных причин, связанных с их профессиональными возможностями или поведением либо с производственными потребностями предприятия, учреждения или организации;

(b) право трудящихся, уволенных без уважительных причин, на адекватную компенсацию и иные надлежащие пособия9. Если трудящийся считает, что его увольнение было необоснованным, ему должна быть обеспечена возможность подать апелляцию в беспристрастный орган.

Согласно Приложению к Хартии, данная статья действует в отношении всех трудящихся. Вместе с тем в соответствии со стандартами Совета Европы допускается возможность изъятия из сферы ее защиты лиц, заключивших трудовой договор на определенный срок или на время выполнения конкретной работы, проходящих испытательный срок, если этот срок определен заранее и имеет разумную продолжительность, а также трудящихся, нанятых временно на короткий срок. Кроме того, в Приложении перечислены обстоятельства, которые не могут быть признаны уважительными причинами для прекращения найма:

(a) членство в профсоюзе, участие в профсоюзной деятельности в свободное время, а в рабочее время - с согласия работодателя;

(b) выдвижение лица в качестве кандидата на пост представителя трудящихся, а также осуществление функций данного представителя, в том числе в прошлом;

(c) подача жалобы или участие в судебном процессе против работодателя в связи с предполагаемым нарушением законов или нормативных правовых актов, а также обращение в компетентные административные органы;

(d) расовая принадлежность, цвет кожи, пол10, семейное положение, семейные обязанности11, беременность, религиозные или политические убеждения, государственное или социальное происхождение12;

(e) отпуск в связи с беременностью и родами или по уходу за ребенком;

(f) временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

4. В Европейской социальной хартии содержатся специальные положения, которые позволяют коллективам трудящихся быть информированными о положении дел на предприятии и заблаговременно принимать необходимые меры по защите от необоснованных увольнений. К их числу можно отнести положения статьи 21, закрепляющей право трудящихся на информации и консультации, а также специальные нормы, конкретизирующие общие подходы применительно к особым ситуациям, таким как неплатежеспособность работодателя (статья 25) и коллективное увольнение в связи с сокращением штатов (статья 29)13.

Государства-участники обязуются принимать необходимые меры, предоставляющие возможность трудящимся или их представителям проводить в соответствии с национальным законодательством или практикой14 предварительные консультации по вопросу принятия решений, которые предлагает администрация и которые могут существенно затронуть интересы трудящихся, в особенности если эти решения оказывают серьезное влияние на ситуацию в сфере занятости на данном предприятии (пункт (Ь) статьи 21). Для обеспечения эффективности подобных прав необходимо предусмотреть соответствующие гарантии, в том числе право обжалования принятого решения, если не было соблюдено право трудящихся на консультации, и санкции, которые могут быть применены к предприятиям-нарушителям.

Государства-участники Хартии должны обеспечить, чтобы в случае неплатежеспособности работодателя гарантом требований трудящихся, вытекающих из трудовых договоров или из трудовых отношений, выступал соответствующий институт, или предоставить иные эффективные формы защиты (статья 25). В соответствии с Приложением к Хартии гарантии защиты распространяются, в частности, на требования выплаты заработной платы, а также оплаты ежегодного отпуска за тот год, когда наступило банкротство или были прекращены трудовые отношения. Следует отметить, что в соответствии со стандартами Совета Европы допускается установление в законах или нормативных актах государств-участников максимальной суммы, соответствующей социально приемлемому уровню, в рамках которой гарантируется защита требований трудящихся.

Договаривающиеся Стороны должны также обеспечивать, чтобы работодатели заблаговременно информировали представителей трудящихся о коллективных увольнениях по сокращению штатов и проводили консультации в отношении способов ограничения масштабов увольнения и смягчения их последствий, в частности путем использования социальных мер, направленных на оказание содействия в отношении нового трудоустройства или переподготовки увольняемых трудящихся (статья 29).

5. Следует отметить, что в Хартии содержатся положения, направленные на защиту специфических интересов представителей определенных групп трудящихся в сфере занятости. Так, одно из обязательств государств-участников предполагает обеспечение доступа к занятости лиц с физическими и умственными недостатками с помощью любых возможных мер, поощряющих работодателей принимать на работу данных лиц, предоставлять им возможность выполнять трудовые обязанности в условиях нормальной производственной среды либо приспосабливать условия труда к возможностям данных лиц, а если это невозможно - создавать для них специальные рабочие места, находящиеся под особой защитой (пункт 2 статьи 15). В определенных случаях для осуществления подобных мер может потребоваться создание специализированных служб занятости и поддержки15.

В комментариях к Хартии отмечается, что политика в области занятости инвалидов должна быть сориентирована на долгосрочную интеграцию данных лиц. В связи с этим должны предусматриваться как позитивные обязательства предпринимателей (обязательства в отношении переаттестации), так и негативные (запрет увольнять работников в связи с инвалидностью). Следует отметить, что Хартия не предполагает квотирование рабочих мест для инвалидов, государства-участники обладают определенной свободой усмотрения в отношении выбора необходимых средств для их профессиональной интеграции16.

6. Вопросы, связанные с защитой от безработицы, регламентируются и в других конвенциях Совета Европы. Требования, касающиеся предоставления социальных льгот безработным, устанавливаются в Части IV Европейского кодекса социального обеспечения (пересмотренного) от 6 ноября 1990 года (СЕД № 139). Согласно Кодексу, пособие по безработице выплачивается в случае:

(a) полной безработицы, то есть отсутствия заработной платы в связи с невозможностью получить подходящую работу, при условии, что соответствующее лицо способно работать, отвечает необходимым требованиям для трудоустройства, а также активно ищет работу;

(b) частичной безработицы, предполагающей потерю в заработке в связи с сокращением рабочего времени по сравнению с обычной или законодательно установленной его продолжительностью без прекращения трудовых отношений, если это не связано с состоянием здоровья или личными обстоятельствами лица, либо в связи с неспособностью найти подходящую работу на полную ставку, если лицо, работающее неполный рабочий день, способно работать, отвечает необходимым требованиям для трудоустройства, а также активно ищет работу (пункт 1 статьи 19).

При оценке трудоспособности лица учитывается возраст безработного, стаж работы на последнем рабочем месте, его прежняя трудовая деятельность, срок, в течение которого лицо является безработным, а также состояние рынка труда и влияние незанятости на личные и семейные обстоятельства данного лица (пункт 2 статьи 19).

Кодекс предусматривает возможность получения пособия по безработице не только трудящимися и представителями экономически активного населения, но и теми, кто никогда ранее не работал либо на каком-то этапе перестал принадлежать к числу лиц, имеющих право на получение пособия. Государства-участники должны включить в число лиц, подлежащих защите, представителей по крайней мере двух из следующих групп:

(a) молодые люди, завершившие профессиональную подготовку;

(b) молодые люди, завершившие обучение;

(c) молодые люди, отслужившие срочную службу в армии;

(d) родители, ухаживавшие за ребенком в течение установленного срока после завершения декретного отпуска;

(e) вдовы и вдовцы;

(f) разведенные;

(g) лица, освобожденные из мест лишения свободы;

(h) временно утратившие трудоспособность - после завершения периода профессиональной реабилитации (пункт 3 статьи 20).

В соответствии с положениями Кодекса Договаривающиеся Стороны обеспечивают лицам, подлежащим защите, доступ к службам, осуществляющим услуги в области профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, а также интеграции и реинтеграции, не только в случае безработицы, но и в связи с реальной ее угрозой (пункт 1 статьи 25). Для стимулирования обращения в соответствующие службы государства-участники должны оказывать поддержку заинтересованным лицам в случае смены профессии или места жительства с целью трудоустройства (пункт 2 статьи 25).

Европейская конвенция о правовом положении трудящихся-мигрантов от 24 ноября 1977 года (СЕД №93)17 закрепляет право данных лиц и членов их семей на профессиональную подготовку и переподготовку на той же основе и на тех же условиях, которые установлены для граждан страны (пункт 1 статьи 14), а также возможность признания на основе двусторонних и многосторонних договоров дипломов и профессиональных квалификаций, полученных данными лицами в государстве происхождения (пункт 4 статьи 14).

На трудящихся-мигрантов распространяется национальный режим в отношении условий прекращения трудового контракта (статья 24). Если трудящийся-мигрант теряет работу по не зависящим от него причинам - в связи с сокращением штатов или длительным заболеванием, компетентный орган принимающего государства оказывает содействие данному лицу в отношении повторного устройства на работу (пункт 1 статьи 25). При этом принимающее государство должно, насколько это возможно, содействовать профессиональной переподготовке и реабилитации данного лица при условии, что впоследствии оно продолжит работу в этом государстве (пункт 2 статьи 25). Кроме того, трудящиеся-мигранты и члены их семей, официально допущенные на территорию страны пребывания, пользуются услугами службы занятости на тех же условиях, которые установлены для граждан страны (статья 27).

7. Парламентская Ассамблея уделяет серьезное внимание проблеме безработицы. В Резолюции 1098 (1996)1 "О безработице в Европе: причинах и средствах защиты"18 было отмечено, что ее уровень существенно варьируется - от 3 до 20 - (пункт 7), однако во многих странах безработица столь высока, что угрожает политической стабильности и социальной однородности на Европейском континенте (пункт 1). Финансовые ресурсы большинства государств не позволяют эффективно бороться с безработицей посредством увеличения государственных расходов, поэтому политика в данной области должна быть направлена преимущественно на структурные реформы в экономической и социальной сфере, консолидацию налоговых поступлений и обеспечение стабильности цен (пункт 3).

Формирующаяся в мире новая экономика основана на обмене товаров, а также во все большей степени - на обмене услугами и информацией. В силу этого европейские страны должны адаптировать собственные системы образования и профессиональной подготовки к новым потребностям, а также повысить их качественные характеристики применительно к базовым знаниям, в частности в области культуры, языков, навыков общения, а также в области специальных знаний и навыков с учетом взаимной зависимости образования и труда (пункт 8).

Парламентская Ассамблея в качестве общих мер по борьбе с безработицей рассматривает следующие:

(i) обеспечение более гибких условий труда, отвечающих интересам как трудящихся, так и работодателей;

(ii) отказ от излишней зарегулированности во всех секторах экономики без ущемления социальных прав трудящихся;

(iii) создание системы социального обеспечения, стимулирующей поиск работы;

(iv) поддержка малых и средних предприятий (пункт 11).

Кроме того, предусматриваются и специальные меры по оказанию помощи безработным:

(i) переход от пассивной к активной политике на рынке труда, стимулирование безработных к поиску новой работы, в том числе путем консультирования по вопросам трудоустройства, разработки схем оказания помощи в области поиска работы, а также повышения квалификации;

(ii) социальная интеграция лиц, являющихся безработными в течение длительного времени, в целях сохранения у них чувства собственного достоинства, снятия психологической напряженности и предотвращения отчуждения;

(iii) предоставление всех возможностей, которые доступны в рамках трудовой деятельности, для дополнительного образования и повышения профессиональной квалификации как на рабочем месте, так и вне его (пункт 12).

Как отмечается в Резолюции, соответствующие меры должны осуществляться в городах и в сельской местности (пункт 13). Сельским районам, играющим важную роль для обеспечения продовольственной безопасности и сохранения естественной окружающей среды и культурного наследия, должна оказываться помощь, прямая и косвенная, с целью создания новых и качественного совершенствования традиционных рабочих мест. В частности, особое внимание должно уделяться развитию предпринимательства на индивидуальной, семейной или кооперативной основе (пункт 14).

В Рекомендации 1304 (1996) "О будущем социальной политики"19 борьба с безработицей рассматривается сквозь призму усилий по обеспечению социального единства в государствах-членах Совета Европы. Парламентская Ассамблея исходит из того, что для восстановления доверия и социальной сплоченности борьба с безработицей носит приоритетный характер (пункт 1). Несмотря на изменение характера труда под воздействием комплекса факторов, включая научно-технический прогресс, труд попрежнему остается фактором социальной интеграции, а полная занятость - целью социальной политики (пункт 5). По мнению Ассамблеи, социальная напряженность, вызванная сложившейся ситуацией в области занятости, возникла в результате структурных изменений в глобальной экономике. В силу этого борьба с данным явлением исключительно с помощью соответствующих мер в рамках социальной политики не эффективна, необходимо также переосмыслить все те процессы, которые происходят сегодня в обществе (пункт 6). Рост безработицы является угрозой для социальной сплоченности, и заключение нового социального договора в интересах как безработных, так и общества необходимо для развития экономики и достижения разумного баланса в сфере оплаты труда (пункт 10).

Государства-члены Совета Европы должны активно осуществлять политику в области занятости, основанную на следующих принципах:

-  создание новых рабочих мест в сфере услуг, в частности местными властями, при условии, что эти новые рабочие места не будут конкурировать с соответствующими инициативами частного сектора и их стоимость для общества не будет превышать социальную стоимость безработицы (пункт 11 (i));

-  введение гибкого режима рабочего времени, если это выгодно для трудящихся и работодателей. Данные меры предполагают реорганизацию и сокращение рабочего времени в рамках рабочей недели, месяца или года, расширение практики предоставления годичных отпусков для профессиональной подготовки и переподготовки, гибкий режим выхода на пенсию (пункт 11 (iii));

-  создание значительного числа вакансий в сфере общественных работ, в особенности на транспорте (пункт 11 (iv));

- улучшение сотрудничества между школами, местными властями, неправительственными организациями и семьями для обеспечения равных возможностей для детей и подростков в области образования и профессиональной подготовки (пункт 11 (v));

-  признание взаимосвязи между занятостью и здоровыми условиями труда, здоровьем, а также социальным обеспечением (пункт 11 (vi)).

Данные меры, направленные на сокращение безработицы, а в связи с этим и на сокращение стоимости социального страхования, предполагают распространение схем налогообложения и системы социального обеспечения на максимальное возможное число лиц; сокращение доли накладных расходов, связанных с трудовыми затратами, в произведенной продукции; введение налога на экологический ущерб (пункт 12).

В документах Парламентской Ассамблеи проблема безработицы непосредственно увязывается с проблемой нищеты. Так, в Рекомендации 1196 (1992) "О суровой нищете и социальной отчужденности: к гарантированному минимальному уровню поддержки"20 была выражена серьезная обеспокоенность в связи с тем, что нищета приводит к исключению широкого круга людей и даже семей из нормальных процессов и отношений, присущих цивилизованному обществу (пункт 1). Проявления нищеты варьируются существенным образом в зависимости от того, является ли первичной причиной нищеты безработица или изменение структуры семьи, усиление индивидуалистических тенденций в образе жизни, к которым не может адекватным образом приспособиться система социальной защиты (пункт 2(v)).

По мнению Ассамблеи, проблема нищеты наилучшим образом учитывается в рамках политики, сориентированной на экономический рост, которая предоставляет широкие и разнообразные возможности профессиональной подготовки и переподготовки для лиц, не имеющих работы, с учетом того факта, что безработица создает предпосылки для осуществления вложений в развитие навыков и способностей индивида (пункт 3).

Многие системы социальной защиты населения базируются на том, что лица, не имеющие оплачиваемой работы или занятые неполное рабочее время, имеют право на поддержку лишь в ограниченном или в сокращенном объеме. Данные системы действуют на основе стимулирования мотивации к труду (пункт 9). Парламентская Ассамблея полагает, что поиск работы не должен рассматриваться в качестве необходимого условия для предоставления минимального уровня защиты, если условия жизни определенного лица или семьи ниже установленного в данном обществе минимального достойного уровня жизни (пункт 12). При этом система поддержки должна включать в себя не только выплату пособий по безработице, но и обеспечение доступа соответствующих слоев населения к жилью, здравоохранению, образованию и профессиональной подготовке, возможностям в сфере культуры и отдыха (пункт 15 (iii) (c)).

Парламентская Ассамблея уделяет особое внимание проблеме безработицы среди молодежи. В Рекомендации 1023 (1986) "О безработице среди молодежи"21 отмечается, что из 20 миллионов безработных в государствах-членах Совета Европы 40 - составляют молодые люди в возрасте до 25 лет (пункт 2), и выражается озабоченность в связи с тем, что массовая безработица создает опасность дестабилизации демократии, резкого роста насилия, ксенофобии и асоциальных тенденций (пункт 3).

Молодые иммигранты особенно остро испытывают воздействие безработицы в силу недостаточного школьного образования и плохого знания языка страны пребывания (пункт 4). Как отмечается в Резолюции, отсутствие работы в течение длительного времени усугубляет социальные проблемы - социальную изолированность и семейные конфликты - и делает человека более уязвимым к стрессу, психосоматическим болезням и психическим расстройствам. Молодые люди, подвергающиеся большей опасности, чем остальные, стараются заменить те блага, которые они ожидают от общества и которые не могут от него получить, так называемым искусственным раем - наркотиками, алкоголем, вступлением в различные секты (пункт 5).

Проблема безработицы, в особенности среди молодежи, не может быть решена исключительно с помощью механизмов саморегулирования рынка или поддержки искусственной потребности в рабочей силе (пункт 8). Только экономический рост способствует созданию новых рабочих мест и улучшению социальных условий жизни (пункт 9). Для борьбы с безработицей недостаточно одних лишь макроэкономических мер, необходимо разработать и внедрить целый ряд инноваций в таких областях, как образование, профессиональная подготовка, реорганизация труда (пункт 10). Кризис в области трудоустройства означает, что работодатели также должны нести ответственность за свою инвестиционную политику и играть активную роль в процессе поиска решения проблемы безработицы среди молодежи (пункт 11). В частности, в Рекомендации акцентируется внимание на том, что жесткость в организации труда не всегда способствует трудоустройству молодежи (пункт 12).

Парламентская Ассамблея признала, что безработица среди молодежи представляет собой часть более общей проблемы безработицы и нищеты, характерной для ряда стран, и в силу этого ее решение возможно только путем создания дополнительных рабочих мест в процессе роста и повышения конкурентоспособности экономики. Кроме того, меры, предпринимаемые в целях борьбы с безработицей среди молодежи, должны рассматриваться как составная часть комплексной программы, сориентированной на рынок труда в целом и на достижение баланса во всех его компонентах, в том числе и с учетом возрастного фактора (пункт 14).

Ассамблея обратила внимание на следующие аспекты, связанные с разработкой национальной политики в области трудоустройства молодежи:

(i) политика роста: несмотря на то что связь между общим развитием экономики и числом созданных рабочих мест не является совершенно очевидной или автоматической, политика, направленная на определенные группы или цели с учетом существующих потребностей и имеющихся ресурсов, сохраняет свою актуальность;

(ii) гибкость режима рабочего времени: работа в течение неполного рабочего дня, сокращение или корректировка продолжительности рабочей недели, поощрение смены профессии и места жительства с целью трудоустройства, изменение любых положений трудовых контрактов, препятствующих трудоустройству молодежи;

(iii) повышение ответственности представителей местной власти посредством согласования местных потребностей со специфическими нуждами безработной молодежи с учетом существующих возможностей, применение подобных схем трудоустройства в отношении работ, имеющих большое значение для местного сообщества, признание местными властями обязательства обеспечивать всех молодых людей в возрасте от 18 до 19 лет работой, в том числе сменной - по 4 часа;

(iv) образование и профессиональная подготовка: переосмысление взаимосвязи между задачами образования и профессиональной подготовки, установление более тесных связей между школой и сферой занятости, уточнение требований к трудовым ресурсам в сфере промышленности и услуг с целью внесения корректив в систему профессиональной подготовки;

(v) договоры о трудовой подготовке: введение подобных договоров, заключаемых на разумный срок, должно позволить молодым людям более адекватно отвечать требованиям знания новых технологий и наличия опыта, которые выдвигают работодатели;

(vi) определение оптимальных форм подготовки с учетом потребностей молодых иммигрантов (пункт 15).

В Рекомендации обращается внимание на необходимость поддержки инициатив молодежи, направленных на учреждение собственных предприятий, что, в частности, предполагает устранение препятствий для учреждения предприятий малого и среднего бизнеса, а также создание агентств, оказывающих содействие в области управления данными предприятиями (пункт 15(ix)).

В Резолюции 1193 (1999) "Школы второго шанса - или как бороться с безработицей и социальной отчужденностью посредством образования и обучения"22 было обращено внимание на тот факт, что многие молодые люди покидают школу преждевременно, не закончив образование, в силу чего они не конкурентоспособны на рынке труда (пункт 1). Сотни тысяч подростков и молодых людей находятся вне системы образования и не имеют доступа к трудоустройству. В итоге все больше увеличивается разрыв между квалифицированными и неквалифицированными трудовыми ресурсами, в последней группе уровень безработицы выше в два раза (пункт 2). По мнению Ассамблеи, такая ситуация подрывает социальное единство в обществе, угрожает будущему демократии, приводит к нерациональному использованию одного из важнейших социальных богатств - человеческих ресурсов (пункт 3).

Как отмечается в Резолюции, экономический и социальный прогресс все в большей степени зависит от развития интеллектуального капитала, который является основой для новаций и творческой активности. Общество завтрашнего дня будет базироваться на информации и знаниях, интеллектуальный потенциал человека начнет играть гораздо более существенную роль, чем естественные ресурсы (пункт 4). Инвестиции в образование и профессиональную подготовку в конечном итоге будут определять экономический рост и прогресс, в силу этого равный доступ к знаниям и образованию должен быть обеспечен всем, независимо от пола, этнического происхождения и уровня доходов (пункт 6).

Парламентская Ассамблея обращает особое внимание на необходимость социальной интеграции молодежи, не обладающей соответствующей профессиональной квалификацией, путем предоставления ей второго шанса в виде доступа к образовательным центрам, школам и колледжам, в максимальной степени приближенным к месту жительства (пункт 8(ii)), с целью развития мотивации, способности учиться, предоставления базовых знаний и социальных навыков, позволяющих быть более конкурентоспособными на рынке труда (пункт 8(iv)). Новый тип школы должен быть юридически независим от традиционной системы образования и обеспечивать максимальную самостоятельность и гибкость в процессе обучения. Срок обучения не должен превышать два года (пункт 9(i)). В процессе обучения должны использоваться новые методы обучения и мультимедийные технологии, а также осуществляться тесное сотрудничество с фирмами-партнерами, в которые могут впоследствии трудоустраиваться выпускники (пункт 9(iii)).

Как отмечается в Резолюции 1190 (1990) "Охрана окружающей среды как средство обеспечения занятости"23, расширение борьбы за охрану окружающей среды порождает новые возможности в области занятости в связи с созданием новых предприятий, развитием новых технологий и разработкой новых экспертиз, которые могут использоваться как в Европе, так и на других континентах, также страдающих от увеличения числа экологических проблем (пункт 1). Потенциал охраны окружающей среды как средства создания новых рабочих мест существенно возрос в последние годы в связи с технологическими прорывами, вследствие которых были существенно снижены издержки производства (пункт 2).


1  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С.495.

2  См.: Там же. С.494.

3  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. М., 2000. С. 124.

4  См.: Там же. С. 125.

5  Данное положение не было закреплено в Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 года (СЕД № 35).

6  Подобная цель не предусматривалась в Хартии 1961 года.

7  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. С. 141-142.

8  В Европейской социальной хартии 1961 года подобная статья не предусматривалась.

9  Согласно Приложению к Хартии, эти компенсации и пособия регламентируются на уровне национальных законов, нормативных правовых актов, коллективных договоров, а также иных актов с учетом национальной специфики.

10  В статье 20 Хартии, закрепляющей право на равные возможности и равное обращение в области занятости и выбора рода занятий без дискриминации по признаку пола, специально оговаривается обязательство Сторон принимать необходимые меры по его осуществлению в области доступа к занятости, защиты от увольнения и профессиональной реинтеграции (пункт (а) статьи 20).

11  Данный подход нашел отражение в пункте 3 статьи 27 Хартии, согласно которому государства-участники обеспечивают, чтобы семейные обязанности как таковые не служили уважительной причиной для прекращения найма.

12  В Хартии данный аспект прослеживается в статье 30, согласно которой государства-участники принимают меры по обеспечению доступа к занятости и профессиональной подготовке лиц, живущих в условиях социального отторжения и нищеты, и их семей.

13  Подобные статьи не содержались в тексте Хартии 1961 года.

14  Термин "национальное законодательство и практика" обозначает национальные законы, нормативные правовые акты, коллективные или иные договоры между работодателем и представителями трудящихся, обычаи, а также судебную практику.

15  В Европейской социальной хартии 1961 года государства-участники брали на себя обязательство принимать надлежащие меры по трудоустройству инвалидов, в частности с помощью специализированных служб занятости, путем предоставления данным лицам рабочих мест с щадящими условиями труда и стимулирования работодателей принимать на работу инвалидов (пункт 2 статьи 15).

16  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. С. 190, 244.

17  Неофициальный перевод на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994. С.265-277.

18  Parliamentary Assembly. Resolution 1098 (1996) on Unemployment in Europe: Causes and Remedies. Text adopted by the Assembly on 24 September 1996 (27th Sitting).

19  Parliamentary Assembly. Recommendation 1304 (1996) on the Future of Social Policy. Text adopted by the Assembly on 24 September 1996 (27th Sitting).

20  Parliamentary Assembly. Recommendation 1196 (1992) on Severe Poverty and Social Exclusion: Towards Guaranteed Minimum Levels of Resources. Text adopted by the Assembly on 7 October 1992 (20th Sitting).

21  Parliamentary Assembly. Recommendation 1023 (1986) on Youth Unemployment. Text adopted by the Assembly on 28 January 1986 (23rd Sitting).

22  Parliamentary Assembly. Resolution 1193 (1999) Second-chance Schools - or How to Combat Unemployment and Exclusion by Means of Education and Training. Text adopted by the Assembly on 22 June 1999 (19th Sitting).

23  Parliamentary Assembly. Resolution 1190 (1999) Environment Protection as a Provider of Employment. Text adopted by the Standing Committee, acting on behalf of the Assembly, on 26 May 1999.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел