О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
ПРАВО НА ОТДЫХ

"Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" (часть 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации).

1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года (СЕД № 163) регламентирует право на отдых в контексте права на справедливые условия труда (статья 2). Государства-участники в соответствии с данной статьей берут на себя обязательство установить разумную продолжительность рабочего дня и рабочей недели и постепенно сокращать продолжительность рабочей недели в той мере, в какой рост производительности труда и другие связанные с этим факторы позволяют это (пункт 1). Продолжительность рабочего времени регламентируется на уровне законов или иных нормативных актов, а также путем закрепления специальных положений в коллективных договорах. Это предполагает также введение системы контроля за соблюдением соответствующих положений.

При определении продолжительности рабочего времени учитываются и сверхурочные работы. Последние должны регламентироваться таким образом, чтобы были предусмотрены ограничения продолжительности и оснований применения подобных работ. Производительность и характер труда, степень воздействия на здоровье и безопасность работника рассматриваются в качестве факторов, влияющих на продолжительность рабочего времени. Как отмечается в комментариях к Хартии, обязательство постепенного сокращения рабочего времени увязывается с требованием разумной его продолжительности1.

Европейский комитет по социальным правам (ранее - Комитет независимых экспертов) исходит из того, что разумная продолжительность рабочего времени определяется применительно к конкретному месту и времени и зависит от производительности труда и других факторов2. Так, сокращения продолжительности рабочего дня можно ожидать в странах с высоким уровнем безработицы. В соответствии со стандартами Совета Европы продолжительность рабочего времени не должна превышать 16 часов в течение одного рабочего дня и 60 часов за одну неделю3. Вместе с тем возможности сокращения продолжительности рабочей недели имеют определенные пределы. По мнению Комитета, современная тенденция к переходу на 5-дневную 40-часовую рабочую неделю порождает определенные социальные проблемы, в частности и в связи с использованием свободного времени4.

Следует отметить, что Совет Европы изучает вопросы, связанные с постепенным сокращением продолжительности рабочего времени, комплексно. В Рекомендации 1051 (1987) "Гибкость рынка труда в условиях меняющейся экономики"5 Парламентская Ассамблея обратила внимание на то, что сокращение рабочего времени является составной частью общего курса, направленного на увеличение свободного времени, который обязывает государства-члены изучить современные социальные и культурные ценности и предоставить человеку возможность полностью реализовать свои устремления (пункт 6). В настоящее время, по мнению Ассамблеи, при определении политики в области трудоустройства необходимо, как никогда ранее, переосмыслить концепцию труда, взаимоотношения между трудом и отдыхом, работой и семьей, работой и здоровьем (пункт 7). Хотя сокращение рабочего времени является предметом переговоров между администрацией и трудящимися, правительства также должны предпринимать необходимые меры для стимулирования этих переговоров (пункт 16). Подобные переговоры должны вестись как на уровне предприятия, так и на уровне секторов экономики (пункт 18(b)). Использование сверхурочных работ должно ограничиваться особыми случаями напряженности в работе. Переработки свыше установленной продолжительности рабочего времени необходимо компенсировать предоставлением свободных дней (пункт 18(g)).

2. Государства-участники Хартии устанавливают оплачиваемые праздничные дни (пункт 2 статьи 2) на уровне законодательства либо путем закрепления специальных положений в коллективных договорах. Комитет Министров при подготовке Хартии отмечал, что данный пункт статьи 2 распространяется только на те дни, которые оплачивались бы трудящемуся, если бы они не были праздничными6. В тех случаях, когда трудящиеся выполняют какие-либо работы в эти дни, им должен предоставляться обязательный отдых такой же или большей продолжительности. Формулировка положений данного пункта показывает, что праздничных дней должно быть несколько. Европейский комитет по социальным правам не определяет минимальное их количество, однако исходит из того, что установление от 6 до 17 праздничных дней отвечает требованиям, предусмотренным в Хартии7.

3. Договаривающиеся Стороны должны обеспечить предоставление трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков продолжительностью не менее четырех недель8 (пункт 3 статьи 2 Хартии). Этот отпуск не может заменяться выплатой компенсации, и трудящийся не должен иметь возможность отказаться от него. Вместе с тем считается допустимым предоставление отпуска по истечении 12 месяцев работы. Если лицо заболело или произошел несчастный случай в период отпуска, то после предоставления соответствующих медицинских документов данное лицо имеет право использовать оставшиеся свободные дни, с тем чтобы продолжительность оплачиваемого отпуска соответствовала требованиям статьи 2.

Пересмотренная Хартия не устанавливает различий между продолжительностью оплачиваемого отпуска для совершеннолетних и несовершеннолетних трудящихся (пункт 7 статьи 7). Вместе с тем определенные гарантии прав несовершеннолетних все же предусматриваются, поскольку статья 7, регламентирующая право детей и молодежи на защиту, в отличие от статьи 2 включена в число так называемых основных статей Части II Хартии, из которых государства-участники должны выбрать шесть, имеющих для них обязательную силу (пункт 1 (b) статьи A Части III). В Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 года статьи 2 и 7 не относятся к числу "основных" (пункт 1 (b) статьи 20).

4. Договаривающиеся Стороны должны исключить риск, связанный с выполнением опасных и вредных работ, и обеспечить сокращение продолжительности рабочего времени либо предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков для занятых на подобных работах лиц, если невозможно исключить или в достаточной мере ограничить вероятность подобного риска (пункт 4 статьи 2). Государства-участники обладают определенной свободой усмотрения при установлении перечня подобных производств. Вместе с тем Европейский комитет по социальным правам может не согласиться с подходами государства при условии, что в данный список не включены явно опасные и вредные для здоровья производства. К их числу традиционно относятся такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, сталелитейное и кораблестроительное производство. В последнее время получили развитие опасные и вредные для здоровья работы, связанные с ионизирующим излучением, предельными температурами, использованием компьютеров. Для выполнения обязательств, предусмотренных пунктом 4 статьи 2, недостаточно сокращения опасных видов деятельности либо повышения заработной платы или выплаты премий, если это не сопровождается другими необходимыми мерами.

5. Государства-участники обеспечивают трудящимся еженедельный отдых, совпадающий, по мере возможности, с тем днем недели, который считается днем отдыха в соответствии с традициями или обычаями определенной страны или одного из ее регионов (пункт 5 статьи 2 Хартии). При этом выходной день не может быть заменен денежной компенсацией и работник не должен иметь возможность отказаться от еженедельного отдыха. Вместе с тем Европейский комитет по социальным правам не рассматривает в качестве нарушения Хартии перенос дня отдыха при условии, что максимальная продолжительность рабочего времени - 12 рабочих дней подряд перед двумя днями отдыха9. В тех случаях, когда трудящимся необходимо выйти на работу в день отдыха, им должен быть предоставлен отдых такой же или большей продолжительности.


1  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. М., 2000. С. 128.

2  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С.499.

3  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. С. 127.

4  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С.499.

5  Parliamentary Assembly. Recommendation 1051 (1987) on Labor Market Flexibility in a Changing Economy. Text adopted by the Assembly on 28 January 1987 (25th Sitting).

6  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С.500.

7  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. С.242.

8  Согласно Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 года (СЕД № 35), минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска составляла две недели для совершеннолетних и три недели для несовершеннолетних трудящихся (пункт 3 статьи 2, пункт 7 статьи 7).

9  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Указ. соч. С. 130.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел