О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА СОВЕТА ЕВРОПЫ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел

ЗНАЧЕНИЕ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Райнер Арнольд

Конвенция о защите прав человека и основных свобод имеет особое значение для европейских юристов, поскольку она закрепляет права человека, которые в современных европейских обществах признаются имеющими обязательную силу и опосредуют отношения человека с государством. Эти права в их совокупности представляют собой минимальные обязательные стандарты, отвечающие требованиям современного европейского конституционализма, одной из тенденций развития которого является антропоцентризм. Данная концепция предполагает, что все действия публичной власти (государственных органов и органов таких наднациональных организаций, как Европейский Союз, которым передана часть государственных полномочий) должны быть ориентированы на благо человека, то есть на обеспечение условий его существования и, кроме того, на оказание ему содействия в материальной и духовной сферах. Государство (публичная власть) существует для человека, а не наоборот, человек — для государства (публичной власти). В основе антропоцентризма лежит признание принципа достоинства человека и связанных с ним принципов автономии и свободы личности в качестве высших ценностей государства и общества. В соответствии с концепцией антропоцентризма свобода человека, гарантией которой являются основные права, может быть ограничена в исключительных случаях с целью охраны особенно важных общественных благ.

В настоящее время 45 государства являются участниками Европейской конвенции и дополнительных протоколов к ней. Эти документы рассматриваются в качестве катализаторов развития конституционного права стран Европы. Европейский Суд по правам человека в своей практике постоянно адаптирует правовые гарантии, сформулированные в Конвенции еще в 1950 году, к непрерывно развивающимся социальным отношениям, рассматривая Конвенцию как “живой инструмент”, обладающий достаточной гибкостью для эффективной реализации незыблемых ценностей в условиях постоянных политических, социальных и идеологических изменений в государствах — членах Совета Европы.

Конвенция сыграла большую роль не только в определении господствующей идеологии, но и в процессе консолидации Европы, способствуя закреплению единых представлений о ценностях в государствах с различной правовой культурой. Процесс конституционного правотворчества в странах Центральной и Восточной Европы в значительной мере ориентировался на положения Конвенции как на один из наиболее значимых документов европейской культурной традиции.

Благодаря Конвенции образовалось сообщество, разделяющее европейские ценности. Эти ценности были восприняты и таким более однородным образованием, как Европейское Сообщество. Привязка Хартии Европейского Союза об основных правах, провозглашенной 7 декабря 2000 года в Ницце, к Конвенции1 наглядно демонстрирует идеологический приоритет последней и ее особую притягательность. Вот уже более 40 лет Суд Европейских Сообществ добровольно ориентируется в своей деятельности на положения Европейской конвенции, что не может не влиять на наднациональное правовое мышление в рамках Европейского Сообщества.

Рассмотрим, какое значение для обучения студентов и практикующих юристов имеет признание особой роли Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конвенция оказала комплексное воздействие и стала неотъемлемой частью правовых систем государств — членов Совета Европы. В связи с этим изучение значительной части институтов публичного и частного права государств-участников бессмысленно без предварительного рассмотрения соответствующих положений Европейской конвенции. Это особенно актуально применительно к процессуальным положениям, закрепленным в статье 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статье 7 (наказание исключительно на основании закона) Конвенции. Полноценное овладение материей административного и уголовно-процессуального права немыслимо без знакомства со статьей 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Конвенции. Изучение права средств массовой информации также целесообразно начинать со знакомства со статьей 10 (свобода выражения мнения) Конвенции. В процессе преподавания частноправовых дисциплин необходимо учитывать положения статьи 18 (пределы использования ограничений в отношении прав) Конвенции. Таким образом, наблюдается тенденция вертикального влияния положений Конвенции на национальные правовые системы, и углубленное изучение едва ли не всех правовых дисциплин невозможно без обращения к Конвенции.

Данная тенденция наиболее последовательно прослеживается в тех государствах, где Европейская конвенция имеет приоритет по отношению к законам страны. Однако вертикальное влияние заметно и там, где Конвенция по своей юридической силе приравнивается к обычному закону. Это наглядно демонстрирует практика Германии. В соответствии с действующей в этой стране системой имплементации норм международного права Европейская конвенция имеет статус обычного закона, однако Федеральный конституционный суд использует ее положения при толковании федеральной Конституции. На основании этого можно утверждать, что немецкое конституционное право может быть полноценно осмыслено только с учетом положений Конвенции.

Более очевидно эта тенденция проявляется в тех государствах, где Европейская конвенция имеет особый статус. В Австрии ее положения введены в ранг конституционного закона. В соответствии с частью 2 статьи 10 Конституции Испании нормы, касающиеся основных прав и свобод, признаваемых Конституцией, должны толковаться в соответствии с ратифицированными международными договорами и соглашениями, в том числе и в соответствии с Европейской конвенцией.

В целом можно утверждать, что такое толкование положений национального права стало возможным в государствах — членах Совета Европы лишь благодаря Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционные суды, применяя положения национальных конституций, ориентируются, по крайней мере по умолчанию, на Европейскую конвенцию. В Германии при дополнительном обосновании позиции Федерального конституционного суда, основанной на положениях конституционного права страны, в большинстве случаев не упоминают Европейскую конвенцию, в других государствах, в том числе и в России, указываются соответствующие положения Конвенции в тексте судебного решения.

При осуществлении сравнительного анализа конституционного права различных государств необходимо учитывать, что Конвенция определила рамочные условия для всех государств-участников. Наличие единых стандартов в одной из важнейших сфер современного конституционно-правового регулирования — в области прав человека — приводит к тому, что единый комплекс правовых норм, созданный при активном участии Европейского Суда по правам человека, оказывает вертикальное воздействие на национальные правовые системы. Однако это влияние отнюдь не носит односторонний характер, национальные правовые системы также оказывают воздействие на Конвенцию, что находит выражение в толковании ее положений Европейским Судом по правам человека.

Рецепция подходов, свойственных национальным правовым системам, конечно же, не столь заметна. Вместе с тем толкование Конвенции осуществляется в рамках европейской правовой традиции судьями Европейского Суда по правам человека, воспитанными в национальных правовых культурах государств — участников Конвенции. При этом происходит избирательное восприятие отдельных элементов национальной правовой культуры, в то время как воздействие Конвенции на правовые системы ее участников носит несравненно более масштабный характер. Иными словами, воздействие права государств — членов Совета Европы на толкование Конвенции носит точечный характер, а влияние Конвенции на национальные правовые системы — всеохватывающий. В процессе преподавания необходимо акцентировать внимание на этом взаимном влиянии, которое выражается в постоянной корректировке национальных и общеевропейской концепций прав человека.

В свете вышесказанного особое внимание необходимо обратить на практику толкования положений Европейской конвенции, поскольку методика, используемая Европейским Судом, оказывает серьезное воздействие на традиционные способы и приемы толкования, присущие национальным правовым системам. Методику толкования Суда отличает особая функциональность, она предполагает обеспечение максимально возможной защиты прав человека, что отвечает антропоцентристским тенденциям развития конституционного права.

Если основной целью государства является благо человека, точнее, благо всех людей, в равной мере являющихся носителями достоинства личности, то ограничения прав и свобод допустимы лишь в исключительных случаях. Цель правовой защиты должна толковаться широко, исходя из известного принципа “effet utile” (полезного результата). Необходимо динамичное, соответствующее настоящему моменту толкование Конвенции и национальных конституций как живых инструментов, обеспечивающих эффективную защиту индивида.

Перенос методов толкования, используемых Европейским Судом по правам человека, в национальные правовые системы особенно наглядно проявляется в Австрии и Великобритании. Австрийская теория фиксации (Versteinerungstheorie), ориентированная на историческое толкование конституционных норм, в определенной степени уступает место более динамичному подходу. Это справедливо и в отношении литералистического (буквального) толкования2 в Великобритании, серьезное воздействие, на которое оказали новые подходы, более характерные для континентальной правовой системы (особенно в связи с принятием в 1998 году Акта о правах человека). Такие изменения в области толкования национального законодательства необходимо учитывать и при изучении соответствующих отраслей права.

До сих пор речь шла о национальном конституционном праве, преподавание которого, по крайней мере, в Западной Европе, возможно только в сравнительно-правовом контексте и с учетом Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Остановимся теперь на преподавании международного и европейского права, где положения о защите прав человека также занимают важное место. Представляется, что Европейская конвенция и дополнительные протоколы к ней должны изучаться именно в рамках международного права, несмотря на то, что благодаря развитой системе правовой защиты эти документы постепенно приобретают наднациональный характер и вполне справедливо характеризуются порой как составная часть европейской конституции. Необходимо подчеркнуть, что Конвенция должна рассматриваться в контексте других, в том числе универсальных, инструментов защиты прав человека. Следует отметить отсутствие принципиальных расхождений в толковании Международных пактов о правах человека и Европейской конвенции при условии, что содержание предусмотренных ими гарантий допускает такое сопоставление. Кроме того, изучение других региональных актов в области защиты прав человека представляет интерес в сравнительно-правовом аспекте. Европейский Суд обращается к этим документам при толковании Конвенции, хотя они и не являются для него обязательными. Международные пакты о правах человека и региональные акты могут выступать в качестве убедительных источников, оказывающих влияние на решения Европейского Суда по правам человека.

В процессе преподавания права Европейских Сообществ изучению Конвенции также придается большое значение. В ряде случаев практика Европейского Суда по правам человека рассматривается в рамках права ЕС не только как убедительный, но и как обязательный источник. Европейские Сообщества и Европейский Союз формально не являются участниками Конвенции (и не могут стать таковыми, поскольку это не предусмотрено Договором о Европейском Союзе). Вместе с тем еще в конце 60-х годов XX века при выработке неписаных инструментов защиты прав человека Суд Европейских Сообществ применял так называемые общие правовые принципы европейского права, серьезное концептуальное влияние, на которые оказала Европейская конвенция. Такой подход нашел отражение и в Маастрихтском договоре 1993 года, согласно которому Европейский Союз уважает основные права человека, как они гарантированы Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в качестве общих принципов права Сообществ (абзац 2 статьи 6). Это обязательство Европейского Союза носит односторонний, а не международно-правовой характер. Оно оказывает влияние на правовую систему Европейского Союза, выступая в качестве первичного, базового требования (некоторые авторы уже используют в связи с этим термин “конституционное право Сообщества”).

Данные тенденции стали проявляться более отчетливо после принятия Хартии Европейского Союза об основных правах, еще не вступившей в силу3. Некоторые разделы Хартии, например Глава VI “Правосудие”, были заимствованы из Европейской конвенции. Согласно статье 53 Хартии, ее положения не должны быть истолкованы как ограничивающие или посягающие на права человека и основные свободы, признанные международным правом и международными конвенциями, в которых участвуют Союз, Сообщество или все государства-члены, особенно Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Приведенные примеры наглядно показывают, насколько важно изучение Европейской конвенции и дополнительных протоколов к ней в рамках права Европейских Сообществ. Это касается и иных инструментов права Совета Европы, в частности Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины. Все действующие в Европе системы защиты прав человека — на уровне отдельных государств, Совета Европы в рамках Европейской конвенции и Европейского Союза — должны рассматриваться как единый комплекс взаимозависимых элементов. Только при таком подходе возможно адекватное изучение современной системы европейской защиты прав человека.


1  При условии соблюдения компетенции и задач Сообщества и Союза, а также принципа субсидиарности Хартия подтверждает права, которые вытекают из общих для государств-членов конституционных традиций и международных обязательств, из Договора о Европейском Союзе и коммунитарных договоров, Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 года, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из практики Суда Европейских Сообществ и Европейского Суда по правам человека (преамбула Хартии).

2  При этой системе толкования терминам, которым, как полагают, присуще только одно значение, должно придаваться именно это значение, независимо от последствий (прим. ред.).

3  Принятие и введение данного документа в действие - это поэтапный процесс, предполагающий провозглашение Хартии и рассмотрение вопроса о способах включения ее положений в учредительные документы Европейского Союза (прим. ред.).

предыдущий раздел содержание следующий раздел