Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
принимая во внимание Резолюцию (65) 11 о заключении под стражу и, обращаясь к Резолюции (73) 5 о минимальных стандартных правилах обращения с заключенными;
считая желательным адаптацию рекомендаций, содержащихся в этих Резолюциях, к современным разработкам в области уголовной политики и уголовного судопроизводства;
считая, что исходя из гуманистических и социальных соображений желательно сокращать применение заключения до суда к минимуму, согласующемуся с интересами правосудия;
считая желательным создание на уровне государств Европы определенных стандартов, применяемых к лицам, ожидающим суда;
признавая важность предоставления средств, необходимых для обеспечения того, что каждый обвиняемый в преступлении предстает перед судом так скоро, как это возможно;
принимая во внимание соответствующие положения Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и прецедентного права Европейской Комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека, относящиеся к ней;
принимая во внимание Резолюцию № 1, принятую на Конференции министров юстиции государств Европы в Вене в мае 1974 года,
Рекомендует Правительствам государств-членов гарантировать, что их право и практика по вопросам, касающимся заключения до суда, основываются на следующих принципах:
I. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Считаясь невиновным до тех пор, пока не доказана его вина, ни одно лицо, обвиняемое в совершении преступления, не следует помещать в заключение до суда, если только обстоятельства не делают это строго необходимым. Поэтому заключение до суда должно рассматриваться в качестве исключительной меры и она никогда не должна быть обязательной и использоваться для целей наказания.
II. ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К РЕШЕНИЯМ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДО СУДА
2. Лицо, обвиняемое в преступлении и лишенное свободы, должно предстать непосредственно пред судьей или иным лицом, уполномоченным законом осуществлять судебные полномочия (здесь и далее — "судебный орган").
Когда лицо, о котором идет речь, предстает перед судебным органом, решение о заключении должно приниматься без промедления.
3. Распоряжение о заключении до суда может быть сделано только в случае наличия обоснованного подозрения, что лицо, о котором идет речь, совершило предполагаемое преступление, и если есть существенные поводы полагать, что существуют одно или более оснований:
опасность того, что оно скроется,
опасность того, что оно будет препятствовать осуществлению правосудия,
опасность совершения им тяжкого преступления.
4. Даже если наличие вышеупомянутых оснований не может быть установлено, заключение до суда, тем не менее, может быть оправдано в исключительных случаях, когда речь идет об особенно тяжких преступлениях.
5. При рассмотрении вопроса о необходимости заключения судебный орган должен принимать во внимание обстоятельства конкретного дела и, в частности, такие из следующих факторов, которые могут иметь отношение к делу:
характер и тяжесть предполагаемого преступления, силу доказательств того, что лицо совершило преступление, наказание, которое, возможно, будет назначено в результате осуждения,
характер, прошлое и личные и социальные обстоятельства лица и, в частности, его связи с обществом,
поведение лица, особенно то, как он исполнил обязательства, которые могли быть установлены в отношении него в ходе предыдущего уголовного разбирательства.
6. Следует уделять внимание развитию служб, предназначенных для улучшения информационного обеспечения судебного органа о личных и социальных обстоятельствах лица, о котором идет речь.
7. Не следует выдавать распоряжение о заключении до суда, если лишение свободы будет непропорциональном характеру предполагаемого преступления и наказанию, которое влечет совершение этого преступления.
8. Если было сделано распоряжение о заключении, то документ, письменно фиксирующий решение, должен как можно более точно закреплять сущность обвинения и основания для решения о заключении.
Это решение сообщается непосредственно лицу, в отношении которого вынесено решение, и ему следует предоставлять копию указанного документа.
9. Всякий раз, когда в соответствии с вышеупомянутыми принципами, может быть сделано распоряжение о заключении до суда, судебный орган должен ответить на вопрос — возможно ли избежать применения заключения путем установления альтернативных мер, например, тех, что упомянуты в принципе 15.
10. Заинтересованному лицу должно быть предоставлено право юридически присутствовать перед судебным органом в любом случае, когда поднимается или вероятно будет подниматься вопрос о заключении до суда.
Если выдано распоряжение о заключении до суда, то лицу как можно быстрее должна быть предоставлена юридическая помощь, если его средств для этого недостаточно.
11. Каждый, в отношении кого выдано распоряжение о заключении до суда, должен иметь право обжаловать это решение и требовать освобождения.
12. Лицо, в отношении которого вынесено распоряжение о заключении до суда, должно быть проинформировано о своих правах, в частности, о праве на юридическое представительство, о праве на юридическую помощь, праве обжалования и праве требовать освобождения.
13. Заключение до суда не должно продолжаться долее, чем того требуют цели, закрепленные в принципе 3; оно также не должно продол жаться, если период времени, проведенный в заключении до суда, не соответствовал бы возможному наказанию, которое бы отбывало лицо в случае своего осуждения.
14. Заключение до суда должно пересматриваться в течение разумно коротких интервалов, которые должны быть установлены законом или судебным органом. При таком пересмотре должны приниматься во внимание все изменения в обстоятельствах, которые произошли с того момента, как лицо было помещено в заключение.
III. ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К АЛЬТЕРНАТИВНЫМ МЕРАМ
15. При изучении возможности избежания применения заключения до суда судебный орган должен рассмотреть все возможные альтернативные меры, которые могут предусматривать следующее:
обещание соответствующего лица явиться в судебный орган, как и когда это требуется и не вмешиваться в осуществление правосудия;
требование проживания по конкретному адресу (например, дома, в хостеле под поручительством, специализированном заведении для несовершеннолетних преступников и т.д.) на условиях, устанавливаемых судебным органом;
запрет оставления или появления в определенном месте или районе без разрешения;
распоряжение о периодическом отчете перед некоторыми органами (например, судом, полицией и т.д.);
изъятие паспорта и других документов, удостоверяющих личность;
предоставление залога или других форм надежности соответствующим лицом, с учетом его средств;
предоставление поручительства;
надзор или помощь организации, назначаемой судебным органом.
О таких мерах направляется письменное уведомление, и они должны быть четко разъяснены соответствующему лицу, которое также предупреждают о том, что в случае нарушения их условий к нему может быть применено заключение.
Лицо, в отношении которого установлена какая бы то ни было альтернативная мера, должно, в той степени, как этого требуют условия этой меры, должно обладать теми же преимуществами от гарантий, которыми согласно настоящей рекомендации обладает лицо, помещенное в заключение до суда.
IV. ПРИНЦИПЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К РАССЛЕДОВАНИЮ И СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
16. Расследование по обвинениям против лица, находящегося в заключении до суда, и процессуальные действия, предшествующие судебному разбирательству, должны всегда проводиться как можно быстрее для максимального сокращения срока заключения. Для достижения этой цели должны предприниматься все возможные усилия.
При проведении расследования и предании соответствующего лица суду задействованные в нем власти должны отдавать приоритет тем делам, по которым соответствующие лица находятся в заключении.
17. Период времени, проведенный в заключении до суда, должен быть вычтен из продолжительности срока приговора.
18. Следует уделять внимание созданию и развитию схем выплаты компенсации лицам, которые провели время в заключении до суда, а впоследствии не были осуждены.