О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (81) 12* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О вопросах экономической преступности

(Принята Комитетом Министров 25 июня 1981 г. на 335-ом заседании Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (81) 12

Комитет Министров, в соответствии с положения статьи 15.b Устава Совета Европы,

считая, что значительное увеличение экономической активности в государствах — членах Совета Европы и развитие международных экономических отношений часто приводят к росту количества совершаемых уголовных преступлений;

считая, что экономическая преступность1:

причиняет ущерб большому количеству людей (партнерам, акционерам, работникам, конкурентам, потребителям, кредиторам), обществу в целом и даже государству, которое вынуждено нести тяжелое финансовое бремя или страдать от значительного ущерба государственным доходам;

причиняет вред национальной и (или) международной экономике;

вызывает определенные потери в доверии к экономической системе самой по себе;

учитывая существенные юридические проблемы, вызванные этим видом преступлений, как на национальном, так и на международном уровнях;

учитывая, стремление, прежде всего, к поиску путей для предупреждения такого рода преступности с помощью мер гражданского, торгового и административного права;

считая, что гражданское, торговое и административное право должны, когда это необходимо, быть усилены или подкреплены мерами уголовного права;

считая, что эффективный контроль над экономической преступностью способствовал бы восстановлению равновесия системы уголовного правосудия, что касается конвенциональных преступлений, увеличивая, таким образом, уверенность общества в работоспособности системы;

будучи убежденным в том, что коренным интересам государств — членов Совета Европы отвечают разработка общих принципов уголовной политики для борьбы с этим злом, и безотлагательное улучшение взаимного сотрудничества в этой сфере;

принимая во внимание заключительные положения 8-ой Конференции Министров юстиции Европы, проведенной в Стокгольме в 1973 году;

принимая во внимание вопросы, затронутые на 12-ой Конференции Директоров Институтов по криминологическим исследованиям, которая проводилась в Страсбурге в 1976 году,

I. Рекомендует Правительствам государств-членов пересматривать свое законодательство, касающееся деятельности в сфере бизнеса, в свете необходимости способствовать созданию согласованного и всеобъемлющего набора стандартов, легко доступных пониманию всех заинтересованных лиц, а равно как и правовых систем, достаточно гибких, для того, чтобы справляться с экономической преступностью, которая может являться результатом будущего экономического и технологического развития.

II. Рекомендует, в частности, чтобы Правительства государств-членов:

1) уделяли больше внимания предотвращению экономической преступности, в особенности, что касается законодательных положений относительно следующих вопросов:

минимальный размер фондов, необходимых для учреждения и (или) осуществления деятельности коммерческой компании,

необходимость соблюдения условий и выполнения формальностей для внесения коммерческих компаний в специальные реестры, которые ведет государство,

бухгалтерия в коммерческих компаниях и надзор за ней со стороны соответствующих органов,

периодическое инспектирование компаний правительственными ведомствами и проведение административных проверок в отношении компаний, подозреваемых в серьезных нарушениях;

2) изучили возможности наделения омбудсмана правомочиями с целью защиты общественности, особенно, потребителей, от злоупотреблений и противоправных действий в мире бизнеса;

3) налаживать сотрудничество между властями, ответственными за контроль за экономической преступностью;

4) информировали общественность о ее правах и правовых средствах защиты, доступных для борьбы с экономической преступностью, путем облегчения доступа к властям, поощряя обращения к этим властям за защитой;

5) поощряли торговые ассоциации и другие группы в мире бизнеса к принятию кодексов этики бизнеса.

III. Рекомендует Правительствам государств-членов:

1) предпринимать шаги для облегчения обнаружения экономических преступлений и начала уголовного разбирательства, в частности, путем:

создания полицейских подразделений, специализирующихся на контроле за экономической преступностью,

создания в рамках властей, ответственных за уголовное преследование, групп, специализирующихся на экономических делах,

обеспечения специализированной подготовки полиции и других следственных органов, занимающихся экономической преступностью; такая подготовка, где это уместно, связывается с соответствующим профессиональным ростом;

предоставления жертвам экономической преступности права поддерживать свои требования лично в ходе уголовного разбирательства или, если они уже обладают таким правом, путем облегчения их задачи;

изучения возможности допускать некоторые объединения жертв в качестве сторон в ходе уголовного разбирательства;

2) предпринимать все необходимые шаги для обеспечения скорого и эффективного уголовного правосудия в сфере экономической преступности, в частности, путем:

обеспечения специализированной подготовки судей, рассматривающих дела по экономическим преступлениям;

пересмотра норм о секретности для некоторых профессий (например, в сфере банковского дела);

разрешения и поощрения других органов в предоставлении правоохранительным органам информации, необходимой для разбирательства по уголовным делам;

изучения возможности принятия концепции уголовной ответственности корпораций или, по крайней мере, введения других мер, служащих достижению тех же целей в отношении экономических преступлений;

поощрения органов, ответственных за уголовное преследование экономических преступлений, для избежания чрезмерных задержек;

3) пересмотреть свое законодательство по уголовным наказаниям за экономические преступления с учетом:

адекватного применения наказаний, связанных с лишением свободы, в случаях серьезных преступлений;

наложения штрафов в большем соответствии с финансовым положением преступника и с тяжестью совершенных экономических преступлений, стремясь путем законодательных или иных мер предупредить уплату штрафа третьим лицом, особенно лицом, ради чьей выгоды было совершено преступление;

того, чтобы профессиональная дисквалификация становилась основным видом наказания, а компенсация потерпевшим также предусматривалась наказанием в соответствующих случаях.

IV. Рекомендует Правительствам государств-членов:

вести подробную статистику по экономической преступности для облегчения криминологических исследований и усиливать деятельность по предупреждению такой преступности и наказание за подобные преступления,

поощрять и содействовать исследованиям относительно причин, проявлений и последствий экономической преступности, и относительно эффективности превентивных и карательных мер в этой сфере.

V. Рекомендует Правительствам государств-членов усиливать их со трудничество на международном уровне, в частности путем:

подписания и ратификации Европейской Конвенции о взаимной помощи по уголовным делам и экстрадиции, Протоколов к ней и любых других международных документов, облегчающих уголовное преследование и наказание за уголовную преступность;

более тщательного изучения желательности гармонизации норм о взаимной помощи по уголовным делам в рамках Совета Европы и путем определения сферы применения уголовного права государств-членов при подавлении экономической преступности, в частности, учитывая возможность пересмотра национальных законов, ограничивающих помощь.

VI. Рекомендует Правительствам государств-членов как можно более широко распространять среди соответствующих властей доклад Европейского Комитета по проблемам преступности2 об экономической преступности.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (81) 12

Перечень экономических преступлений

Из-за общепризнанной сложности дачи точного определения экономической преступности было признано необходимым отграничить указанную концепцию путем составления перечня преступлений (обращаясь к объекту) и сноски (обращение к причиненным убыткам и описание автора).

Преступлениями, о которых идет речь в Рекомендации, являются:

1) преступления, совершаемые картелями;

2) обман и злоупотребления экономической ситуацией со стороны многонациональных компаний;

3) получение с помощью обмана или злоупотребление правом получения государственных грантов и грантов международных организаций;

4) компьютерные преступления (например, кража данных, нарушение секретности информации, махинации с компьютерными данными);

5) фиктивные фирмы;

6) подделка бухгалтерских балансов компании и преступления в сфере бухгалтерии;

7) мошенничество, связанное с экономической ситуацией и корпоративным капиталом компаний;

8) нарушение компанией стандартов в области безопасности и здравоохранения в отношении наемных работников.


1  См. приложение: перечень экономических преступлений на с. 496 данного Сборника.

2  European Committee on Crime Problems (CDPC).

предыдущий раздел Содержание следующий раздел