О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕЗОЛЮЦИЯ (2002) 12* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия

(Принята Комитетом Министров 18 сентября 2002 г. на 808-ом заседании Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К РЕЗОЛЮЦИИ (2002) 12

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К РЕЗОЛЮЦИИ (2002) 12

Комитет Министров в соответствии со статьями 15.а и 16 Устава Совета Европы,

признавая, что принцип верховенства закона, на котором основываются европейские демократические государства, не может существовать без справедливых, эффективных и доступных судебных систем;

признавая, что принцип верховенства закона может действовать только в условиях, когда граждане имеют возможность пользоваться своими правами и защищать их;

подчеркивая необходимость улучшать межгосударственное сотрудничество, inter alia, анализируя достигнутые результаты различных правовых систем, содействуя установлению международных правовых институтов эффективного и справедливого правосудия и определяя конкретные средства улучшения действия судебных систем в Европе;

указывая на необходимость усиленного сотрудничества различных институтов, связанных с осуществлением правосудия;

выражая необходимость использования информации и средств сообщения для увеличения доступа к правосудию, повышения эффективности действия судебных систем и учитывая необходимость сокращения судебных издержек и расширения доступа общества к институтам правосудия;

принимая во внимание требования Европейской Конвенции по правам человека, в частности, Статей 5, 6, 13 и 14, а также протоколов к ней, прецедентное право Европейского Суда по правам человека и другие правовые документы Совета Европы в области эффективного и справедливого правосудия и необходимость их правильного использования;

учитывая решения Комитета Министров по контролю за судебной системой;

принимая во внимание Резолюции 20, 22, 23 и 24 Конференций министров юстиции стран Европы (Будапешт, 1996 год, Кишинев, 1999 год, Лондон, 2000 год и Москва, 2001 год соответственно);

учитывая соглашение о мерах государств по усилению эффективности правосудия, подготовленное Европейским комитетом по правовому сотрудничества вместе с Европейским комитетом по проблемам преступности;

учитывая достигнутые результаты в ходе многосторонних и двусторонних встреч государств — членов Совета Европы и предусматривая необходимость использования полученных результатов в правовых и иных документах, имеющих целью улучшения действия судебной системы;

принимая во внимание работу различных органов Совета Европы в области защиты и расширения прав людей и верховенства закона для правильного и эффективного осуществления правосудия, особенно работу Европейского комитета по правовому сотрудничеству, Европейского комитета по проблемам преступности, Контролирующего комитета по правам человека и Консультативного комитета европейских судей;

принимая во внимание следующие принципы:

I. ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ, НАДЛЕЖАЩЕМУ И ЭФФЕКТИВНОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ СУДОВ

1. Доступ к правосудию

i. Доступ к правосудию должен гарантироваться во всех делах, касающихся гражданских прав и обязанностей, или при рассмотрении любого уголовного обвинения; юридический совет и помощь должны всегда быть доступны, когда этого требуют интересы правосудия.

ii. В этих целях должны быть учтены условия, содержащиеся в соответствующих международных юридических документах Совета Европы, указанных в приложении 2, inter alia.

2. Эффективность судебных слушаний

i. Должны быть приняты все необходимые меры для соблюдения Статьи 6 Европейской Конвенции по правам человека, предусматривающей разбирательство дела в разумный срок, а также других гарантий справедливого слушания дел. Должны быть сделаны определенные шаги для избежания недопустимых задержек во время судебных слушаний и для снижения судебных расходов.

ii. Должна гарантироваться эффективность правосудия в соответствии с положениями, содержащимися в международных правовых документах Совета Европы, указанных в приложении 2, inter alia.

iii. Должны быть доступны любые меры для обеспечения временных решений, которые не являются окончательными, для гарантии эффективной защиты прав сторон или третьих лиц, а также для эффективности судебных разбирательств.

3. Выполнение решений суда

i. Все судебные решения должны исполняться эффективно и своевременно.

ii. Судебные приставы, если они существуют, или другие сотрудники органов исполнения судебных решений, должны выполнять свою работу согласно закону, справедливо, беспристрастно, эффективно и прозрачно.

II. СТАТУС И РОЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

1. Судьи

i. Должны быть предприняты все необходимые меры для уважения, защиты и укрепления независимости и беспристрастности судей и в то же время для гарантии их эффективности и компетентности.

ii. Должны быть приняты во внимание положения, содержащиеся в Рекомендации, упомянутой в приложении 2, inter alia.

2. Прокуроры

i. Должны быть предприняты все необходимые меры для защиты и усиления статуса и роли прокуроров и в то же время для гарантии их эффективности и компетентности, чтобы позволять им выполнять их профессиональные обязанности без постороннего вмешательства.

ii. Должны быть приняты во внимание положения, содержащиеся в Рекомендации, упомянутой в приложении 2, inter alia.

3. Адвокаты

i. Должны быть предприняты все необходимые меры для свободы осуществления профессии адвоката и в то же время для гарантии компетентности адвокатов и должного поведения во время судебных слушаний.

ii. Должны быть приняты во внимание положения, содержащиеся в Рекомендации, упомянутой в приложении 2, inter alia.

4. Обучение

i. Начальное и последующее обучение является правом и обязанностью всех лиц, вовлеченных в судебную систему, и необходимым требованием для выполнения своих функций по отправлению правосудия.

ii. Начальное и последующее обучение представителей юридических профессий гарантируется международными юридическими документами Совета Европы, упомянутыми в приложении 2.

III. ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ И РАБОТА СУДОВ

i. Надлежащее отправление правосудия и эффективная работа судов являются важными условиями функционирования судебной системы и требуют адекватных бюджетных ассигнований. Следует обратить внимание на меры, предпринятые государствами для повышения эффективности правосудия, предложенные Европейским комитетом по правовому сотрудничеству и Европейским комитетом по проблемам преступности на 23-й Конференции министров юстиции стран Европы (Лондон, 2000 год).

ii. Для улучшения отправления правосудия и работы судов должны бьпь приняты во внимание положения, содержащиеся в международных правовых документах Совета Европы, указанных в приложении 2, inter alia.

IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ И ТЕХНОЛОЕИЙ СВЯЗИ

i. Должно расширяться использование информации и технологий связи, чтобы усилить эффективность правосудия, облегчить доступ к правосудию, ускорить судебные процедуры, улучшить систему совершенствования представителей юридических профессий, а также чтобы способствовать администрации в управлении судами.

ii. Должны быть приняты во внимание положения, содержащиеся в международных правовых документах Совета Европы, указанных в приложении 2, inter alia,

решил учредить Европейскую комиссию по эффективности правосудия, действующую в соответствии с уставом, указанном в приложении I. Данная Комиссия должна работать совместно с Европейским комитетом по правовому сотрудничеству.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 К РЕЗОЛЮЦИИ (2002) 12

УСТАВ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАВОСУДИЯ

Статья 1 Цели

Цель Европейской комиссии по эффективности правосудия (далее — ЕКЭП):

a) улучшать эффективность действия системы правосудия государств — членов для обеспечения возможности любого лица в пределах его юрисдикции эффективно пользоваться своими законными правами и

b) четко и правильно исполнять международные правовые документы Совета Европы, отражающие эффективность и справедливость правосудия.

Статья 2 Функции

1. Без причинения ущерба юрисдикции других органов Совета Европы и принимая во внимание уже выполненную работу по данному вопросу, ЕКЭП должна поощрять и позволять государствам — членам сотрудничать друг с другом и способствовать участию в этой работе международных учреждений.

Комиссия должна преследовать задачи:

a) исследовать результаты, достигнутые различными судебными системами по принципам, упомянутым в преамбуле к Резолюции, используя общие статистические критерии и средства оценки;

b) определять проблемы и области для возможных усовершенствований и обмениваться мнениями о действии судебных систем;

c) идентифицировать конкретные способы улучшения функционирования судебных систем государств — членов, учитывая их определенные потребности;

d) обеспечивать содействие одному или нескольким государствам — членам при их запросе, включая помощь в утверждении стандартов Совета Европы;

e) вносить свои предложения для рассмотрения в комитетах Совета Европы, особенно в Европейском комитете по правовому сотрудничеству, которые могут, если они считают это необходимым, предлагать новые международные юридические документы или поправки к существующим для принятия в Комитете Министров.

2. ЕКЭП не должна быть надзорным или контролирующим органом.

Статья 3 Рабочие методы

ЕКЭП должна выполнять свои задачи:

а) идентифицируя, развивая свои методы исследования, собирая и анализируя количественные и качественные данные, определяя меры и средства оценки;

b) составляя сообщения, статистику, лучшие обзоры практики, руководящие принципы, планы действия, мнения и общие комментарии;

c) устанавливая связи с научно-исследовательскими институтами, центрами обработки документации;

d) приглашая участвовать в ее работе на разовом основании любое квалифицированное лицо, специалиста или неправительственную организацию, компетентными в данной области и способными помогать выполнению ее целей, и проводя слушания;

e) создавая сообщества профессионалов, вовлеченных в область правосудия.

Статья 4 Процедура

1. ЕКЭП может выполнять функции, упомянутые в подпунктах "а", "b", "с" и "е" пункта 1 Статьи 2 по собственной инициативе.

2. ЕКЭП может выполнять функции, упомянутые в подпункте "d" пункта 1 Статьи 2 по просьбе одного или нескольких государств — членов.

3. ЕКЭП должна предоставлять свои мнения по запросам Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейского Суда по правам человека, соответствующих комитетов Совета Европы, в особенности Европейского комитета по правовому сотрудничеству, Европейского комитета по проблемам преступности, Контролирующего комитета по правам человека и Консультативного комитета Европейских Судей и Генерального секретаря.

4. Комитеты регулирования Совета Европы, в частности, Европейский комитет по правовому сотрудничеству, Европейский комитет по проблемам преступности, Контролирующий комитет по правам человека, могут просить ЕКЭП предоставить определенные планы действия, обзоры судебной практики или руководящие принципы.

5. Любое государство — нечлен Совета Европы, а также любая международная организация могут получать информацию от ЕКЭП, делая запрос Комитету Министров на предмет получения его согласия.

Статья 5 Состав ЕКЭП

1. ЕКЭП состоит из экспертов, которые лучше всего могут способствовать ее целям и функциям и которые имеют глубокие знания в администрации, функционировании эффективности гражданского, уголовного и(или) административного правосудия.

2. Каждое государство — член Совета Европы должно назначить эксперта в ЕКЭП. Передвижение и расходы этого эксперта, так же, как Председателя ЕКЭП, покрываются бюджетом Совета Европы. Каждое государство — член ЕКЭП может назначать дополнительных экспертов за его собственный счет.

3. Председатели Парламентской Ассамблеи и Европейского Суда по правам человека, а также сотрудники комитетов регулирования Совета Европы, в частности, Европейского комитета по правовому сотрудничеству, или их представители могут участвовать в работе ЕКЭП без права голоса.

Статья 6 Наблюдатели и участие Европейского Сообщества

1. Наблюдатели могут быть допущены в ЕКЭП в соответствии с Резолюцией (76) 3.

2. Участие Европейского Сообщества в ЕКЭП должно основываться на договоренности между Советом Европы и Европейским Сообществом, заключенной 15 июня 1987 г., и дополненной перепиской Генерального секретаря Совета Европы и Председателя Европейской Комиссии от 5 ноября 1996 г.

Определенные условия сотрудничества могут быть предметом дальнейших соглашений.

Статья 7 Действие ЕКЭП

1. ЕКЭП должна составить свой Регламент.

2. ЕКЭП:

a) должна проводить по крайней мере одну пленарную встречу в год;

b) может создавать рабочие группы и организовывать в пределах своей компетенции ad hoc встречи, если это необходимо; и

c) может предоставлять информацию о своих действиях, принимая во внимание возможности, предлагаемые новыми информационными технологиями.

3. Работе ЕКЭП содействует секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем Совета Европы.

4. Члены ЕКЭП имеют право голоса.

5. ЕКЭП составляет свой проект ежегодной программы действий, предоставляя его Генеральному секретарю, который в пределах своей компетенции должен принять во внимание эту программу в документах общей Программы действий.

6. ЕКЭП подготавливает и утверждает свое ежегодное послание о деятельности для подачи Комитету Министров.

7. ЕКЭП издает ежегодное послание о своей деятельности после одобрения Комитетом Министров.

Статья 8 Поправки

1. Комитет Министров принимает большинством голосов поправки к настоящему Уставу, к приложению 2 и к принципам, содержащимся в преамбуле к настоящей Резолюции согласно статье 20.d Устава Совета Европы после консультации с ЕКЭП.

2. ЕКЭП может предлагать поправки к настоящему уставу, к приложению 2 и к принципам, содержащимся в преамбуле к настоящей Резолюции, Комитету Министров, который принимает решение выше упомянутым большинством голосов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 К РЕЗОЛЮЦИИ (2002) 12

ОТКРЫТЫЙ СПИСОК РЕКОМЕНДАЦИЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ

? Доступ к правосудию и надлежащее и эффективное функционирование судов

Доступ к правосудию

Резолюция (76) 5 о правовой помощи в гражданских, торговых и административных вопросах;

Резолюция (78) 8 о правовой помощи;

Рекомендация №R(81)7o мерах, облегчающих доступ к правосудию;

Рекомендация № R (93) 1 об эффективном доступе к закону и к правосудию для малоимущих групп населения;

Рекомендация № R (98) 1 о семейном посредничестве;

Рекомендация № R (99) 19 о посредничестве в уголовных вопросах;

Рекомендация № R (2001) 9 об альтернативах тяжбы между административными властями и частными сторонами.

Эффективность судебных слушаний

Рекомендация № R (84) 5 о принципах гражданского разбирательства, направленного на улучшение функционирования правосудия;

Рекомендация № R (86) 12 о мерах предотвращения и сокращения чрезмерной нагрузки работы судов;

Рекомендация № R (87) 8 об упрощении уголовного правосудия;

Рекомендация № R (95) 5 об усовершенствовании функционирования систем жалоб и процедур в гражданских и торговых делах.

? Статус и роль представителей юридических профессий Судьи

Рекомендация № R (94) 12 о независимости, эффективности и роли судей.

Прокуроры

Рекомендация № R (2000) 19 о роли общественного судебного преследования в системе уголовного правосудия.

Адвокаты

Рекомендация № R (2000) 21 о свободе осуществления профессии адвоката

Обучение

Рекомендация № R (94) 12 о независимости, эффективности и роли судей;

Рекомендация № R (2000) 19 о роли общественного судебного преследования в системе уголовного правосудия;

Рекомендация № R (2000) 21 о свободе осуществления профессии адвоката.

? Отправление правосудия и управление судами

Рекомендация № R (87) 18 об упрощении уголовного правосудия;

Рекомендация № R (95) 12 об управлении уголовным правосудием;

Рекомендация № R (2001) 2 о проектах эффективной работы судебных систем и предоставлении информации;

Рекомендация № R (2001) 3 о приближении суда и других правовых органов к обществу посредством новых технологий.

? Использование информации и технологий связи

Рекомендация № R (2001) 2 о проектах эффективной работы судебных систем и предоставлении информации;

Рекомендация № R (2001) 3 о приближении суда и других правовых органов к обществу посредством новых технологий.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел