"Каждому гарантируется свобода мысли..." (часть 1 статьи 29 Конституции Российской Федерации).
1. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (СЕД № 5) свобода мысли закрепляется в статье 9. Согласно подготовительным материалам к Конвенции, ее авторы рассматривали свободу мысли как средство защиты человека от отвратительных способов осуществления полицейского дознания или судебного расследования, которые лишают подозреваемого или обвиняемого возможности контролировать свои интеллектуальные способности или сознание1.
Европейский Суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что свобода мысли, совести и религии является одной из основ "демократического общества" в понимании Конвенции2. Как отмечается в комментариях, понятие "мысль" охватывает различные разновидности интеллектуальной и духовной деятельности3 и, соответственно, свобода мысли распространяется на любые концепции существующего мира, которых придерживается индивид4.
Свобода мысли относится к сфере внутренней жизни человека. Не случайно Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека практически не рассматривали дела, связанные с нарушением данной свободы. Если подобные жалобы и подавались, то речь шла об ограничении возможностей использования определенного языка. Заявители исходили из того, что мысль и язык настолько тесно взаимосвязаны, что любые ограничения, установленные государством в этой области, можно трактовать как нарушение свободы мысли, гарантированной статьей 9. Европейская Комиссия не согласилась с подобной трактовкой и признала неприемлемой жалобу, поданную в связи с тем, что заявителям было отказано в праве использовать родной язык в контактах с государственными органами5.
2. В соответствии со статьей 9 Конвенции свобода мысли имеет абсолютный характер и не подлежит каким-либо ограничениям, предметом ограничений может быть лишь ее внешнее проявление, то есть "мысль изреченная". Как отмечается в комментариях, абсолютный характер свободы мысли предполагает, что лицо не может подвергаться такому обращению, которое направлено на изменение образа его мысли или принуждает к выражению собственных мыслей либо к изменению своего мнения6.
1 Receuil des Travaux Preparatoires. The Hague, 1975. Vol. I. P. 223.
2 Eur. Court H.R. Kokkinakis v. Greece, Judgment of 25 May 1993. Series A. No.260-A. Para. 31; Serif v. Greece, Judgment of 14 December 1999. Para. 49; Hasan and Chaush v. Bulgaria, Judgment of 26 October 2000. Para. 60.
3 См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 340.
4 Code de la Convention Europeenne des Droits de l'Homme 2000. P., 2000. P. 167.
5 Eur. Commission H.R. Un Groupe d' Habitants de Leeuw-St-Pierre v. Belgium, Decision of 16 December 1968.
6 Van DijkP., van Hoof G. J.H. Theory and Practice of the European Convention on Human Rights. The Hague, 1998. P. 541.