Холдинговые схемы используются для получения значительных заемных ресурсов, причем без потери контроля над фирмами. В 20-х годах прошлого века несколько «многоуровневых» холдинговых компаний были созданы в сфере электроэнергетики, железнодорожных перевозок и в других отраслях. При этом производственная единица, находящаяся внизу пирамиды, могла обладать активами на сумму 100 млн долларов, причем 50 млн из них финансировались за счет заемных средств, а 50 млн — из собственного капитала холдинга первого уровня.1 Далее, холдинговая компаний первого уровня могла владеть акциями действующей фирмы как своего единственного актива, покупка которого, в свою очередь, финансировалась на 25 млн долларов заемных средств и на 25 млн — за счет собственного капитала старшего холдинга. Холдинговая компания второго уровня, владевшая акциями холдинговой компании первого уровня, могла финансироваться на 12,5 млн долларов заемных средств и на 12,5 млн — за счет собственного капитала. Подобные системы могли иметь до пяти-шести уровней, и в случае шестиступенчатой «пирамиды» 100 млн долларов операционных активов могли контролироваться на 50% за счет всего лишь 0,78 млн долларов собственного капитала «старшей фирмы». Занимаетесь разведением кроликов? Вам понадобятся клетки для кроликов. Они имеют все необходимое.
Правда, в случае холдинга с заемным финансированием операционные активы должны были приносить достаточно прибыли для обслуживания долговых обязательств на сумму 99,22 млн долларов. На самом деле подобная система холдинговой компании в значительной мере существует за счет заемных средств — ее консолидированный коэффициент левериджа равен 99,22%, — хотя каждая из отдельных компаний показывает только 50% отношение задолженности к активам. Из-за такого высокого консолидированного левериджа даже небольшое снижение операционной прибыли может обрушить всю систему, как карточный домик. Так, Великая депрессия в 30-е годы разрушила подобные холдинговые компании и привела к принятию федеральных законов, ограничивающих деятельности холдинговых компаний сфере коммунальных услуг и транспорта.