Европейский комитет по социальным правам (далее - Комитет) следит за соблюдением взятых на себя государствами-участниками обязательств по Хартии. Его 15 независимых и беспристрастных членов избираются Комитетом министров Совета Европы сроком на 6 лет с правом продления полномочий еще на один срок. Комитет определяет соответствие национального права и практики в государствах – участниках положениям Хартии(ст. 24 Хартии, дополненная Туринским Протоколом 1991 года).
Процедура контроля на базе национальных докладов
Ежегодно государства-участники представляют доклады, в которых они описывают исполнение принятых на себя обязательств по Хартии в законодательстве и на практике. Каждый доклад касается только принятых на себя государствами обязательств по Хартии. Комитет анализирует доклады и решает вопрос соответствия или несоответствия национального положения Хартии. Данные решения называются «заключениями». Они публикуются ежегодно. Если государство не предпринимает мер по устранению несоответствий Хартии, установленных Комитетом, Комитет министров Совета Европы направляет данному государству рекомендацию, в которой требует изменить закон или правоприменительную практику. Работа Комитета министров подготавливается Правительственным комитетом, состоящим из представителей правительств государств-участников Хартии, которым помогают представители европейских социальных партнеров, наделенные статусом наблюдателей.
Процедура коллективных жалоб
Протокол, открытый для подписания в 1995 году и вступивший в силу в 1998 году, позволяет обращаться в Европейский комитет по социальным правам с жалобами по вопросам несоблюдения Хартии.
Организации, обладающие правом обращаться в Комитет:
– Для всех государств, принявших соответствующую процедуру:1. Европейская конфедерация профсоюзов, Союз промышленных конфедераций и трудящихся Европы, Международная организация труда1;
2. Неправительственные организации, обладающие статусом участника при Совете Европы и внесенные в соответствующий список Правительственным комитетом;
3. Организации трудящихся и профсоюзы соответствующего государства;
– Для государств, принявших кроме соответствующей процедуры дополнительное решение:
4. Национальные неправительственные организации.
Жалоба должна содержать: a. название и адрес организации, обращающейся с жалобой; б. доказательство наличия соответствующих полномочий у представителя организации, подписавшего и подавшего жалобу; в. название государства, против которого подается жалоба; г. положения Хартии, которые, как предполагается, были нарушены; д. предмет жалобы, то есть вопрос или вопросы, по которым соответствующее государство предположительно нарушило Хартию, а также необходимые доказательства и документы.
Жалобы от организаций, указанных выше в пунктах 1 и 2, составляются на английском или французском языке. Остальные организации, упомянутые в пунктах 3 и 4, могут составлять жалобу на одном из официальных языков соответствующего государства.
Жалоба рассматривается Комитетом, который, в случае ее соответствия установленным условиям подачи, принимает решение о ее приемлемости. Если жалоба принята к рассмотрению, начинается письменная процедура обмена мнениями сторон. Комитет может также провести публичное слушание.
Далее Комитет принимает решение по существу жалобы. Он сообщает сторонам и Комитету Министров Совета Европы о своем решении в докладе, который, не позднее чем через 4 месяца после передачи его сторонам и Комитету Министров, подлежит публикации.
В завершение процедуры Комитет Министров принимает резолюцию. В случае необходимости он может рекомендовать государству принять конкретные меры по приведению сложившейся ситуации в соответствие с требованиями Хартии.
Справка подготовлена на основе публикации Департамента по Европейской социальной хартии Генерального Директората по правам человека и юридическим вопросам Совета Европы