О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общая информация о Европейском Суде по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была открыта для подписания 4 ноября 1950 года, вступила в силу в сентябре 1953 года. На начало 2011 года к Конвенции присоединились 47 стран.


В развитие Конвенции в 1959 году был учрежден Европейский Суд по правам человека - международный судебный орган, в юрисдикцию которого входит как разбирательство споров между государствами, так и рассмотрение жалоб граждан на действия их государств, или на действия других государств-участников Конвенции, деятельность которых ущемила интересы гражданина. Решения, принятые Европейским Судом по жалобам граждан, обязательны для исполнения государством-ответчиком. Контролирует исполнение решений ЕСПЧ Комитет Министров Совета Европы.


Основная часть работы Суда состоит в изучении индивидуальных жалоб граждан. В течение первых 20 лет нагрузка на Суд была скромной — выносились по одному, по два вердикта в год, но уже в 1981 году было подано 404 иска. По мере присоединения к Конвенции новых стран, нагрузка на Суд постоянно возрастает - количество жалоб растет, примерно, на 10–15 процентов в год. Суд с трудом справляется с возрастающим потоком заявлений из 47 стран, каждый судья участвует в рассмотрении более 1000 дел в год. Готовится реформа Европейского Суда. Основные предложения по реформе изложены в . В начале 2010 года, когда Протокол подписали все страны-члены Совета Европы, реформа Суда вступила в активную фазу.


Большинство жалоб рассматривается в Европейском Суде с использованием письменной процедуры. Суд в начале производства по жалобе спрашивает заявителя о согласии на рассмотрение дела без его участия и публичных слушаний. Со своей стороны, Суд берет на себя расходы на ведение переписки на родном языке заявителя. Публичные заседания с участием заявителя редки, но, если есть необходимость, Суд вызывает заявителя и возмещает расходы на приезд и пребывание в Страсбурге. Как правило, публичные слушания длятся 2-3 часа, процессы никогда не бывают длительными, потому что дело хорошо подготовлено аппаратом Суда.


Текущая процедура подготовки и рассмотрения дела в Европейском Суде в Страсбурге, вкратце, такова. Заявитель лично обращается в Секретариат Суда и письменно в произвольной форме информирует о предмете жалобы. Обращение может быть представлено на родном языке заявителя. В Секретариате Суда жалобу регистрируют и присваивают номер. Об этом извещают заявителя. Регистрация жалобы означает, что жалоба принята в производство, но пока не к рассмотрению. Далее Суд запрашивает документы. Когда заявитель прислал все необходимые документы, назначается судья-докладчик по данному делу, который изучает документы и определяет, соответствует ли жалоба условиям приемлемости. Обязательных условий приемлемости жалобы несколько - во-первых, предметом жалобы могут быть только права гражданина, гарантируемые Конвенцией по правам человека или ее Протоколами. Во-вторых, жаловаться может только сам потерпевший. В-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через полгода после исчерпания национальных средств правовой защиты. Подавать жалобу можно только на те нарушения, которые произошли после ратификации страной Европейской Конвенции, и ответчиком может быть только государство: Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организаций.


Если уже на начальном этапе рассмотрения вопроса о приемлемости или неприемлемости жалобы юристы Суда и судья-докладчик видят, что дело неприемлемо, заявителю направляется письмо с разъяснением причин, по которым жалоба может быть признана неприемлемой. Заявителю предлагается ответить Суду, настаивает он или не настаивает на продолжении рассмотрения дела. Как правило, половина заявителей настаивают, чтобы рассмотрение дела продолжалось, несмотря ни на что, половина граждан соглашаются с мнением судьи-докладчика, и тогда дело снимается с рассмотрения.


Если судья-докладчик посчитает, что дело неприемлемо, — то жалоба передается комитету из трех судей, которые выносят окончательное решение о неприемлемости жалобы. Решение о неприемлемости жалобы принимается, как правило, в течение года, в случае признания жалобы приемлемой, разбирательство занимает не менее 3 лет.


Если, по мнению судьи-докладчика, жалоба приемлема, то дело передается в палату для дальнейшего рассмотрения. На начальном этапе рассмотрения в палате жалоба коммуницируется – официально передается властям государства-ответчика для ответа по существу жалобы в течение 3 месяцев. Полученный ответ направляется заявителю, чтобы он представил свои контраргументы, заявителю дается тоже 3 месяца. Получив ответ заявителя и, изучив аргументы обеих сторон, палата принимает решение о приемлемости или неприемлемости жалобы. Признанная приемлемой жалоба далее рассматривается по существу дела, на этом этапе в обсуждении участвуют уже семь судей (особо сложные дела рассматриваются в составе 17 судей).


На всех этапах рассмотрения дела при посредничестве Секретаря Суда ведутся переговоры о достижении мирового соглашения. Если стороны договорились, рассмотрение дела прекращается.


Рассмотрение по существу дела в палате завершается принятием Постановления Суда. В Постановлении констатируется факт нарушения или не нарушения статьи/статей Европейской Конвенции. Суд в отношении типовых дел может принимать решение о приемлемости жалобы и Постановление по существу дела (наличие или отсутствие нарушения статьи/статей Европейской Конвенции) в течение одного и того же заседания - т.н. формат "2 в 1". Такая процедура предусмотрена статьей 29 § 3 Конвенции и в последние годы применяется все чаще, только против России на сегодняшний день принято более 600 таких постановлений.


Если в Постановлении констатируется факт нарушения статьи/статей Европейской Конвенции, то государству-ответчику направляется предписание исправить нарушения, допущенные по конкретному делу.


В некоторых случаях Суд выносит решение о присуждении заявителю “справедливой компенсации” за материальный ущерб и моральный вред. Принимая решение о размере компенсации, Суд учитывает и расходы заявителя, понесенные им как в ходе разбирательства в своей стране, так и в Европейском Суде. Расходы заявитель подтверждает соответствующими документами. Государство-ответчик может оспорить предъявляемые требования. После окончательного решения Суда выплаты должны быть произведены в течение трех месяцев. Как правило, размер компенсации составляет от 5 до 50 тысяч евро, были случаи, когда размер компенсации составлял более 1 миллиона евро.


Надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет Министров Совета Европы, Комитет Министров следит как за своевременной выплатой денежной компенсации, так и за тем, как государство – ответчик исправляет расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы, государство-ответчик отчитывается не только за каждый конкретный случай, но и за меры общего характера, которые необходимо принять, чтобы не допустить аналогичных нарушений в будущем. Страны по-разному реагируют на решения Суда, но Европейский Суд не знает примеров неисполнения постановлений. Комитет Министров ни разу не применял санкцию приостановки членства страны-нарушителя в Совете Европы.


Разумеется, каждая страна болезненно воспринимает решения Суда, тем более необходимость выплаты денежных средств, но объективно, разбирательство в Европейском Суде способствует совершенствованию национального законодательства и правоприменительной практики - Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства - участника Конвенции, поэтому не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, но, констатируя факт нарушения права гражданина, Суд привлекает внимание властей к наиболее уязвимым положениям нормативно-правовых актов и нарушениям в правоприменительной практике и указывает на необходимость привести национальное законодательство и правоприменительные процедуры в соответствие с международными нормами. Таким образом, Европейский Суд выполняет экспертизу законодательных актов и правоприменительной деятельности в государствах-членах Совета Европы и призывает доработать законодательные акты и положения, регулирующие судебную практику страны, с учетом общеевропейских стандартов. Предполагается, что страны заинтересованы в такой экспертизе, с тем, чтобы не допустить аналогичных исков в будущем.


Сравнение стран-ответчиц по жалобам граждан показывает, что, чем выше правовая культура общества и юридическая грамотность населения, тем больше дел приходит в Европейский Суд. Государства-основатели Конвенции о правах человека - Франция, Италия, Великобритания - получают большое число жалоб в расчете на душу населения. В последние годы по общему числу заявлений лидируют Турция, Россия, Польша.


Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные границы, воздействуя на право и судебную практику и других государств - участников Конвенции. Изучение решений Европейского Суда по правам человека представляет значительный интерес для юридического сообщества России. Несмотря на то, что Европейский Суд публикует свои решения на открытом сайте и в печатных изданиях, изучение документов представляет значительные трудности. Как известно, Европейский Суд действует по прецедентной системе, в которой основным источником права признаются вынесенные ранее решения (судебные прецеденты). Специфика публикаций Европейского Суда в том, что решения и постановления по конкретной жалобе содержат лишь названия дел, на основе которых было принято решение, ставшее прецедентом при рассмотрении этой жалобы, но тексты решений, послуживших прецедентами, не приводятся, даже как приложение. В решениях по некоторым жалобам ссылок на прецеденты бывают десятки. Пользователь сам должен найти прецеденты по упоминаемым в решении названиям дел. Архив Европейского Суда в версии на апрель 2011 года содержит свыше 53000 документов на французском и английском языках.


Поддержание архива Европейского Суда в виде открытой электронной библиотеки и реализация интерфейса доступа и развитых сервисов на русском языке, ориентированных как на профессиональных юристов, так и на помощь гражданам, представляется рациональным и современным решением для помощи в изучении правовой практики Европейского Суда в России.