О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
ПРАВО СВОБОДНО ОПРЕДЕЛЯТЬ И УКАЗЫВАТЬ СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ

"Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности" (часть 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации).

1. В документах Совета Европы подобное право прямо не предусматривается. Вопросы, связанные с этнической принадлежностью, регламентируются только применительно к представителям определенных групп - лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам.

В Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1134 (1990) "О правах меньшинств"1 предусматривается, что национальные меньшинства имеют право быть признаны в качестве таковых в государствах проживания (пункт 1 1(i)). В соответствии с Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года (СЕД № 157) любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободного выбора рассматриваться или не рассматриваться как таковое (пункт 1 статьи 3). Это положение не предполагает произвольный выбор, поскольку субъективный выбор индивида неразрывно связан с объективными критериями, касающимися идентичности этого лица, но предоставляет лицу возможность свободно определиться в отношении принадлежности к определенной этнической группе, признанной национальным меньшинством, а также желания воспользоваться защитой в соответствии с принципами Рамочной конвенции (пункты 34, 35 Пояснительного доклада к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств2).

Согласно стандартам Совета Европы, не только сам выбор принадлежности к национальному меньшинству, но и пользование правами, приобретенными в результате этого выбора, не могут привести к ущемлению иных прав данного лица (пункт 1 статьи 3 Рамочной конвенции). Это положение Конвенции является гарантией того, что свободный выбор лица даже косвенно не влечет для него каких-либо неблагоприятных последствий (пункт 36 Пояснительного доклада).

2. Государства-члены Совета Европы не достигли согласия в отношении трактовки понятия "национальное меньшинство". В Пояснительном докладе к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств отмечается, что "на данном этапе не представляется возможным дать такое определение, которое получило бы общее одобрение" (пункт 12). Однако в качестве ориентира можно использовать определение, предложенное в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1201 (1993) "О дополнительном Протоколе о правах национальных меньшинств к Европейской конвенции о правах человека"3. В проекте Протокола предусматривалось, что выражение "национальные меньшинства" относится к группам лиц, которые проживают на территории государства и являются гражданами данного государства; имеют давнюю, неизменную и устойчивую связь с этим государством; обладают явно выраженными этническими, культурными, религиозными или языковыми характеристиками; являются, несмотря на меньшую численность по сравнению с остальным населением страны в целом или отдельного ее региона, достаточно представительными; стремятся сообща сохранить все то, что составляет их общую идентичность, включая собственную культуру, традиции, религию или язык (статья 1). В этом же проекте Протокола было впервые провозглашено, что принадлежность к национальному меньшинству является вопросом свободного выбора лица и что выбор принадлежности к меньшинству или отказ от нее не влекут каких-либо негативных последствий (статья 2).

3. В преамбуле Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признается, что плюралистическое и подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность лица, принадлежащего к национальному меньшинству, но и создавать соответствующие условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. По мнению комментаторов, это означает, что государства, принявшие на себя обязательства в сфере прав меньшинств, должны воздерживаться от нанесения ущерба их самобытности, а также позитивно участвовать в создании условий, при которых меньшинства могли бы выражать свою идентичность4.


1  Parliamentary Assembly. Recommendation 1134 (1990) on the Rights of Minorities. Text adopted by the Assembly on 1 October 1990 (14th Sitting).

2  См.: Совет Европы и Россия. 1999. № 5. С.25-34.

3  Parliamentary Assembly. Recommendation 1201 (1993) on an Additional Protocol on the Rights of National Minorities to the European Convention on Human Rights. Text adopted by the Assembly on 1 February 1993 (22nd Sitting).

4  Evans C. Freedom of Religion under the European Convention on Human Rights. Oxford, 2001. P. 69.

предыдущий раздел содержание следующий раздел