О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
СВОБОДА ПРЕПОДАВАНИЯ

"Каждому гарантируется свобода... преподавания..." (часть 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации).

1. Свобода преподавания не относится к числу прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (СЕД № 5). При разработке текста Протокола № 1 к Конвенции данная проблематика рассматривалась в контексте статьи 2 (право на образование). Многие члены Парламентской Ассамблеи и правительства ряда государств обращали внимание на значимость данной свободы. Европейский Суд по правам человека в решении по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании от 7 декабря 1976 года1 отметил, что материалы подготовительных работ свидетельствуют о намерении гарантировать свободу преподавания, однако в окончательном тексте Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20 марта 1952 года (СЕД № 9) в отличие от более ранних вариантов данная свобода не была предусмотрена (п. 50).

2.  Практика Европейского Суда и Европейской Комиссии по правам человека раскрывает содержание свободы преподавания. Суд выявил различия между базовыми понятиями в решении по делу Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства от 25 февраля 1982 года2. Образование детей, по мнению судей, представляет собой целостный процесс, посредством которого в любом обществе взрослые стремятся передать свои убеждения, культуру и ценности молодежи, в то время как обучение или преподавание имеет отношение к передаче знаний и интеллектуальному развитию (п. 33). На основании материалов подготовительных работ судьи пришли к выводу, что свобода преподавания означает свободу учреждать частные школы3.

Европейская Комиссия придерживалась той точки зрения, что статья 2 гарантирует право учреждать частные школы и осуществлять в них обучение при условии государственной регламентации данного права с целью обеспечения определенного качества обучения4. Вместе с тем, по мнению членов Комиссии, данное право не предполагает предоставление государственных субсидий ученикам, обучающимся в данных школах5.

Аналогичные подходы можно проследить и в решениях Европейского Суда по правам человека. В решении по делу Костелло-Робертс против Соединенного Королевства от 25 марта 1993 года6 судьи отметили, что основное право каждого на образование гарантируется в равной мере учащимся государственных и независимых школ, при этом государство не может освобождаться от ответственности, делегируя свои обязанности частным лицам (п. 27). В решении по делу о языках в Бельгии (дело, "связанное с некоторыми аспектами законов об использовании языков в сфере образования в Бельгии") от 23 июля 1968 года7 судьи отметили, что первое предложение статьи 2 Протокола № 1, гласящее, что никому не может быть отказано в праве на образование, не затрагивает свободу усмотрения государства в отношении финансовой поддержки частных школ, и отказ в предоставлении субсидий тем школам, которые не отвечают требованиям, установленным государством для выделения подобных субсидий, не подпадает под сферу действия данной статьи (п. 13).

3.  Вопрос о признании независимых образовательных учреждений рассматривался Европейской Комиссией в связи с жалобой, связанной со статьей 9 Конвенции (свобода мысли, совести и религии)8. Заявителями в данном деле являлись представители Церкви сайентологов из Калифорнии, которые вели образовательные программы на территории Великобритании и которым власти данной страны отказали в возможности продолжать обучение. Основываясь на решении Европейского Суда по делу о языках в Бельгии, согласно которому статья 2 Протокола № 1 гарантирует право доступа к существующим образовательным учреждениям и не предусматривает специальных обязательств в отношении организации системы образования, Комиссия пришла к выводу, что государство не обязано признавать какие-либо учреждения в качестве образовательных, предоставив тем самым национальным властям широкую сферу усмотрения в данной области. Европейский Суд по правам человека подтвердил эту правовую позицию в решении по делу Хорнсби против Греции от 19 марта 1997 года9, в котором судьи с пониманием отнеслись к заинтересованности национальных властей в регламентации порядка создания и деятельности частных школ таким образом, чтобы он был совместим как с международными обязательствами страны, так и с требованиями качества предоставляемого образования (п. 43).

В комментариях к Конвенции отмечается, что возможность учреждать частные образовательные учреждения наряду с государственными является одним из аспектов реализации предусмотренного в статье 2 Протокола № 1 права родителей обеспечивать своим детям такое образование и обучение, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям. В отдельном мнении судьи А. Фердроса по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании подчеркивалось, что право родителей - чисто индивидуальное, в то время как открытие частной школы всегда предполагает существование группы лиц, разделяющих определенные убеждения.

Следует отметить, что государство вправе устанавливать определенные требования в отношении организации и планирования обучения в частных школах. Это касается в первую очередь профессиональной квалификации учителей, преподавания определенных учебных курсов, внутренней организации учебного заведения. Вместе с тем решение вопросов, связанных с религиозными и философскими аспектами обучения, относится к сфере компетенции самого образовательного учреждения10.

Возможность создания частных образовательных учреждений закрепляется в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года (СЕД № 157). Лица, принадлежащие к данным меньшинствам, могут создавать в рамках национальных образовательных систем собственные учреждения образования и обучения и управлять ими, однако осуществление данного права не предполагает каких-либо финансовых обязательств для государств (статья 13). Вместе с тем государства-участники Рамочной конвенции по собственной инициативе могут оказывать финансовое содействие подобным образовательным учреждениям (пункт 75 Пояснительного доклада)11.

4. Ключевой фигурой в процессе преподавания является учитель. В решении по делу Фогт против Германии от 26 сентября 1995 года12 Европейский Суд подчеркнул особенности статуса представителей данной профессии, указав на особый долг и ответственность учителей (п. 60), в частности в отношении передачи основных ценностей демократии своим ученикам (п.54). Судьи признали, что этот особый долг и ответственность распространяется в определенной степени и на деятельность учителей за пределами школы, поскольку они являются авторитетом для своих учеников (п. 60). В совместном особом мнении судей Р. Бернхардта, Ф.Гёлькюклю, Ф.Матшера, А.Н.Лоизу, Дж.Мифсуда Бонничи, Д.Готчева, К.Юнгвирта и П.Куриса было отмечено, что работа по поручению партии, признанной экстремистской, не может не стать известной в школе и среди учеников, даже если соответствующий преподаватель и не пытается распространять свои политические убеждения в классной комнате (п. 1). В особом мнении судьи П. Ямбрека также было обращено внимание на представление об учителе как о "ролевой модели" для своих учеников, различные "тонкие" и "незаметные" пути "проникновения" политических и моральных ценностей в научный язык и логику подачи материала, возможности внешкольного общения между учителем и его учениками, ожидание профессиональной лояльности, свойственной государственной службе, выраженной в приверженности определенной этике и корпоративному духу учительского сообщества (п. 5).

В решении по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании судьи указали на то, что некоторые учителя не могут исключить из обучения определенные оценки, затрагивающие религиозные и философские сферы, поскольку при рассмотрении определенных вопросов оценка фактов естественным образом приводит к суждениям, касающимся ценностных понятий, однако компетентные власти должны делать все возможное, чтобы не было пренебрежения к религиозным и философским убеждениям родителей из-за невнимательности, недостатка здравого смысла или неуместного прозелитизма (п. 54). В этой связи можно также отметить рассмотрение Европейской Комиссией жалобы преподавателя, который считал, что его увольнение было связано с выражением его религиозных взглядов, поскольку во время преподавания он рассматривал вопросы религии и морали. Однако, по мнению Комиссии, увольнение заявителя, который преподавал геометрию, было связано с несоблюдением общеобязательных инструкций, а не с выражением его религиозных убеждений13.

В ряде рекомендаций и резолюций Парламентская Ассамблея и Комитет Министров обозначили современные подходы к педагогической деятельности. В Резолюции 874 (1987) "О качестве и эффективности школьного обучения"14 отмечается, что в связи с изменением стандартов в области образования возрастают требования к профессиональным качествам преподавателей (пункт 6). В Рекомендации 1501 (2001) "Ответственность родителей и учителей в сфере образования детей"15 Парламентская Ассамблея обратила внимание на то, что в настоящее время ни родители, ни учителя не могут в отрыве друг от друга передать все знания, навыки и ценности, необходимые молодым людям для интеграции в общество (пункт 5), и указала на важность объединения усилий и ответственности родителей и школы (пункт 7).

В Приложении к Рекомендации № R(99)2 "О среднем образовании"16 Комитет Министров обратил внимание на то, что в современных условиях первичные задачи среднего образования - приобретение знаний, личное развитие, социализация - сохраняются, однако все большее значение приобретает диверсификация образования, взаимосвязь общего и профессионально-технического образования, потребность в развитии у учащихся навыков самостоятельно мыслить, анализировать, выносить суждения. Это требует реформирования и всесторонней реорганизации методики, содержания преподаваемых курсов и предлагаемых вариантов обучения, что создаст условия для большей согласованности, простоты и гибкости в сфере обучения. В Рекомендации 1111 (1989) "О европейском измерении образования"17 Ассамблея обратила внимание на необходимость более эффективной интеграции европейского компонента не только в практику преподавания истории, иностранных языков, географии и основ гражданственности, но и при изучении таких предметов, как экономика, экология, изобразительное искусство, музыка или естественные науки (пункты 8 и 7).

5. В решении по делу Кьелдсен, Буск Мадсен и Педерсен против Дании Европейский Суд по правам человека отметил, что формирование и планирование учебных программ относится к компетенции государств-участников. Выполняя взятые на себя обязательства в области образования и обучения, государство должно позаботиться о том, чтобы информация и знания, включенные в учебную программу, преподносились в объективной, критичной и плюралистической манере (п. 53).

В Приложении к Рекомендации №R(99)2 "О среднем образовании" Комитет Министров, рассматривая проблематику, связанную с содержанием учебных планов и методов обучения, отметил, что при подготовке учебных планов особое внимание должно быть уделено:

-  политическим и социальным навыкам, включая способность и желание принимать на себя ответственность, участвовать в коллективном принятии решений, мирном разрешении споров, оказывать содействие в совершенствовании демократических институтов;

-  навыкам, необходимым для жизни в многокультурном обществе, - признанию различий, уважению других лиц, способности уживаться с представителями других культур, языков и религий;

- устному и письменному общению, включая владение несколькими иностранными языками;

-  необходимым навыкам в информационном обществе - знакомству с новыми технологиями, осознанию возможностей их применения, преимуществ и опасностей, связанных с ними, способности критически оценивать информацию, предоставляемую средствами массовой информации и рекламой;

- умению учиться на протяжении всей жизни как в профессиональной сфере, так и в частной и социальной жизни.


1  Eur. Court H.R. Kjeldsen, Busk Madsen and Pedersenv. Denmark, Judgment of 7 December 1976. Series A. No. 23. Перевод на русский язык см.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 1. С. 138-148.

2  Eur. Court H.R. Campbell and Cosans v. the United Kingdom, Judgment of 25 February 1982. Series A. No.48.

3  Eur. Court H.R. Kjeldsen, Busk Madsen and Pedersenv. Denmark, Judgment of 7 December 1976. Series A. No. 23. Para. 50.

4  Eur. Commission H.R. Application 11533/85, Jordebov. Sweden, Decision of 6 March 1987. DR. 1987. No.51. P. 125.

5  Eur. Commission H.R. Application 10476/83, W and KL v. Sweden, Decision of 11 December 1985. DR. 1986. No.45. P. 143; Application 7782/77, X v. the United Kingdom, Decision of 2 May 1978, DR. 1979. No. 14. P. 179.

6  Eur. Court H.R. Costello-Roberts v. the United Kingdom, Judgment of 25 March 1993.Series A. No.247-С

7  Eur. Court H.R. Belgian Linguistic Case, Judgment of 23 July 1968. Series A. No. 6.

8  Eur. Commission H.R. Application 3798/68, Church of Xv. the United Kingdom, Decision of 17 December 1968. Yearbook. 1969. No.XII. P.306.

9  Eur. Court H.R. Hornsby v. Greece, Judgment of 19 March 1997. Reports. 1997-II. Перевод на русский язык см.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М., 2000. Т. 2. С. 428-439.

10  Pettiti L.- E., Decaux E., Imbert P.- H. La Convention Europeenne des Droits de l'Homme. Commentaire Article par Article. P., 1999. P. 1007.

11  Текст Пояснительного доклада см.: Совет Европы и Россия. 1999. № 5. С. 23-34.

12  Eur. Court H.R. Vogt v. Germany, Judgment of 26 September 1995. Series ?. No.323. Перевод на русский язык см.: Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. Т.2. С. 104-123.

13  Eur. Commission H.R. Application 8010/77, X v. the United Kingdom, Decision of 1 March 1979. DR. 1979. No. 16. P. 101.

14  Parliamentary Assembly. Resolution 874 (1987) on the Quality and Effectiveness of School Teaching. Text adopted by the Assembly on 30 January 1987 (12th Sitting).

15  Parliamentary Assembly. Recommendation 1501 (2001) Parents' and Teachers' Responsibilities in Children's Education. Text adopted by the Assembly on 26 January 2001 (8th Sitting).

16  Committee of Ministers. Recommendation No. R(99)2 to Member States on Secondary Education. Text adopted on 19 January 1999 (656th Meeting of Ministers' Deputies).

17  Parliamentary Assembly. Recommendation 1111 (1989) on the European Dimension of Education. Text adopted by the Assembly on 22 September 1989 (12th Sitting).

предыдущий раздел Содержание следующий раздел