О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВОЗВРАЩАТЬСЯ В СТРАНУ

"Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию" (часть 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации).

1. Согласно Протоколу № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 года (СЕД № 46), ни одно лицо не может быть лишено права въезжать на территорию государства, гражданином которого оно является (пункт 2 статьи 3). Формулировка статьи ясно указывает, что ее цель - защита права гражданина вернуться и быть допущенным на территорию собственной страны. В комментариях к Конвенции отмечается, что государство не может лишить лицо гражданства, чтобы иметь возможность отказать в праве доступа на свою территорию1. Вместе с тем остается открытым вопрос, могут ли положения статьи трактоваться более широко и распространяться на тех лиц, которые не являются гражданами, но установили тесные связи с данной страной, если эти лица по тем или иным причинам не имеют гражданства или не могут вернуться в страну своего гражданства.

Данная проблематика не выносилась на рассмотрение Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека. Судьи лишь однажды рассматривали право гражданина возвратиться в собственную страну в контексте ограничения права на выезд в связи с изъятием паспорта за границей в качестве меры пресечения по уголовному делу2.

2. В соответствии со стандартами Совета Европы для трудящихся-мигрантов устанавливается преференциальный режим3. Не случайно в Европейской конвенции о правовом положении трудящихся-мигрантов от 24 ноября 1977 года (СЕД №93)4предусматриваются позитивные обязательства Договаривающихся Сторон, связанные с оказанием помощи данным лицам и их семьям в случае возвращения на родину (пункт 1 статьи 30). Эти обязательства, в частности, предполагают освобождение личного и движимого имущества, ручных инструментов и переносного оборудования, необходимого для работы, от импортных налогов и пошлин (пункт 3 статьи 7), а также принятие мер, направленных на ускорение проезда и предотвращение административных задержек и трудностей в случае транзита через территорию Договаривающейся Стороны (пункт 2 статьи 7).

3. Следует отметить, что в других конвенциях Совета Европы предусматриваются определенные обязательства государств-участников и в отношении иностранцев, проживающих на территории страны.

Согласно Европейскому соглашению об отмене виз для беженцев от 20 апреля 1959 года (СЕД №31)5, данные лица, проживающие на законных основаниях на территории одной из Договаривающихся Сторон, освобождаются на условиях взаимности от необходимости получения виз для въезда на территорию или выезда с территории другой Стороны, если они обладают действительными проездными документами, выданными властями государства проживания, и срок их пребывания на территории другой Договаривающейся Стороны не превышает три месяца (статья 1). При этом беженцы, прибывшие на территорию другой Договаривающейся Стороны в соответствии с Соглашением, должны быть беспрепятственно допущены на территорию страны, власти которой выдали им проездные документы (статья 5).


1  Jacobs F. G., White R. C. A. The European Convention on Human Rights. Oxford, 1996. P. 281.

2  Eur. Court H. R. Poninski v. Poland, Decision of 10 February 2000.

3  См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 527.

4  Неофициальный перевод Конвенции на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994. С. 265-277.

5  Неофициальный перевод Конвенции на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. С. 121-123.

предыдущий раздел Cодержание следующий раздел