О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Cодержание следующий раздел
ПРАВО ПЕТИЦИИ

"Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (статья 33 Конституции Российской Федерации).

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (СЕД №5) не обязывает государства обеспечивать в своем национальном законодательстве право петиции. Определенные стандарты устанавливаются только в отношении права на обращение в национальные и международные органы в связи с нарушениями прав и свобод, признанных в Конвенции (см.: Право на государственную защиту прав и свобод, Право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека).

Отдельные аспекты права петиции закрепляются в других источниках права Совета Европы, причем данное право распространяется не только на граждан, но и на иностранцев, проживающих на законных основаниях на территории страны. Эта проблематика регламентируется в контексте защиты прав языковых и национальных меньшинств, возможности выдвижения народных инициатив на местном уровне, обращения иностранцев в компетентные органы.

2.  В Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 года (СЕД № 157) закрепляется общий принцип, касающийся возможности использования языка меньшинства во взаимоотношениях с административными властями в тех районах, где лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, проживают традиционно и составляют значительное число (пункт 2 статьи 10). В Европейской хартии региональных языков или языков национальных меньшинств от 5 ноября 1992 года (СЕД № 148) конкретизируется данное положение. Использование региональных языков или языков меньшинств допускается в тех административных округах, на территории таких муниципалитетов и регионов, в которых осуществление предусмотренных в Хартии мер является оправданным с точки зрения численности жителей, использующих данные языки (пункты 1, 2 статьи 10). Государства-участники должны обеспечивать лицам, использующим региональные языки или языки меньшинств, возможность обращения с письменными либо устными заявлениями на данных языках к административным властям (подпункт (а) (iv, v) пункта 1 статьи 10). Эти органы могут использовать региональные языки либо языки меньшинств в своей деятельности, или иметь сотрудников, курирующих контакты с общественностью, которые могут ответить на данных языках в случае обращения, или обеспечивать иные возможности получения ответа на обращение на определенном языке (подпункт (а) (i-iii) пункта 1 статьи 10). В соответствующих муниципалитетах и регионах лица, использующие региональные языки или языки меньшинств, также должны иметь возможность обращения с письменными или устными заявлениями на данных языках (подпункт (b) пункта 2 статьи 10).

3. Согласно Приложению к Рекомендации Комитета Министров № R (96) 2 "О проведении референдумов и выдвижении народных инициатив на местном уровне"1, народная инициатива представляет собой право граждан вносить предложения на рассмотрение местного представительного органа. Данный институт может регламентироваться на законодательном либо подзаконном уровне или местными органами в качестве одного из институтов самоуправления.

Народная инициатива может быть связана с любым вопросом, входящим в компетенцию местных властей. Регламентация данного института может предусматривать его применение в консультативном порядке в отношении иных вопросов, существенным образом затрагивающих местные интересы, а также исключение определенных вопросов из числа тех, в отношении которых допускается выдвижение народной инициативы.

Инициатива может быть сформулирована в виде общего предложения или полностью разработанного проекта, однако она должна касаться только одного вопроса. Правом выдвижения наделяются лица, обладающие активным избирательным правом. Выдвижение осуществляется путем предоставления требования, поддержанного необходимым минимальным числом подписей.

Компетентные органы принимают решение в отношении приемлемости народной инициативы без промедления. Критерии приемлемости устанавливаются в правовом акте, регламентирующем процедуру выдвижения народной инициативы. Юридическое значение результата голосования, связанного с народной инициативой, и минимальное число голосов, необходимое для признания его действительности, также определяется в соответствующем правовом акте.

4.  Согласно Европейской конвенции об установлении общих правил обращения с гражданами одного государства-участника на территории других государств-участников от 13 декабря 1955 года (СЕД № 19)2, граждане Договаривающейся Стороны обладают на территории любой другой Стороны правом доступа в компетентные судебные и административные органы и получения помощи от любого компетентного в соответствии с законами страны лица по своему выбору на тех же основаниях, что и граждане страны (статья 7). Аналогичное положение (пункт 1 статьи 26) закрепляется и в Европейской конвенции о правовом положении трудящихся-мигрантов от 24 ноября 1977 года (СЕД № 93)3.


1  Committee of Ministers. Recommendation No. R (96) 2 to Member States on Referendums and Popular Initiatives at Local Level. Adopted on 15 February 1996 (558th Meeting of the Ministers' Deputies).

2  Неофициальный перевод Конвенции на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994. С. 242-254.

3  Неофициальный перевод Конвенции на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. С. 265-284.

предыдущий раздел Cодержание следующий раздел