О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками


СТАНДАРТЫ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПОЛОЖЕНИЯМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

"Каждый имеет право на охрану здоровья...

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом" (части 1, 2, 3 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

1. В Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (СЕД № 5) подобное право не предусматривается. В решении по делу Язвински против Словацкой Республики1 Европейский Суд по правам человека специально подчеркнул, что Конвенция не гарантирует право на охрану здоровья как таковое и, соответственно, Суд не рассматривает жалобы, связанные с нарушением этого права (п. 7).

Следует отметить, что в судебной практике все же были сформулированы некоторые правовые позиции в данной области в процессе рассмотрения жалоб, касающихся гарантированных Конвенцией прав. Так, в совпадающем мнении по делу Гуэрра и другие против Италии2 судья П.Ямбрек отметил, что охрана здоровья тесно связана со статьей 2 (право на жизнь) и со статьей 8 (право на уважение частной жизни) Конвенции.

В ряде дел Суд признал наличие позитивных обязательств государства в данной области. Прежде всего они были связаны с такими действиями государства или его представителей, которые могли непосредственно оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека. В решении по делу Макгинли и Иган против Соединенного Королевства3, где речь шла о воздействии на здоровье радиации, вызванной ядерным взрывом, Суд признал, что там, где правительство имеет отношение к опасным действиям, могущим повлечь скрытые неблагоприятные последствия для здоровья всех вовлеченных в них лиц, уважение частной и семейной жизни в соответствии со статьей 8 требует, чтобы была предусмотрена эффективная и доступная процедура, предоставляющая этим лицам возможность получить необходимую и относящуюся к ним информацию (п. 101).

Позитивные обязательства могут быть обусловлены и тем, что в некоторых ситуациях представители государства потенциально несут ответственность за состояние здоровья определенных лиц. Так, в решении по делу Кинан против Соединенного Королевства4 Европейский Суд обратил внимание на то, что национальные власти обязаны охранять здоровье лиц, лишенных свободы, поскольку отсутствие необходимой медицинской помощи может рассматриваться как обращение, не совместимое со статьей 3 (запрещение пыток) Конвенции (п. 110).

2. Положения, регламентирующие охрану здоровья, содержатся в ряде конвенций Совета Европы. Наиболее полно они изложены в Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года (СЕД № 163), которая в качестве одной из целей своей политики провозгласила создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию права каждого человека пользоваться любыми средствами, позволяющими поддерживать здоровье в наилучшем состоянии (пункт 11 Части I). Непосредственно праву на охрану здоровья посвящена статья 11 Хартии, закрепляющая конкретные меры, которые государства-участники должны осуществлять непосредственно либо в процессе сотрудничества с публичными или частными организациями.

Положение пункта 1 статьи 11, предписывающее устранение, насколько это возможно, причин нездоровья, сформулировано очень широко. Европейский комитет по социальным правам (ранее - Комитет независимых экспертов) конкретизировал это обязательство, указав, что для его выполнения необходимо наличие надлежащей системы здравоохранения, которая финансируется преимущественно из государственного бюджета. Понятие "надлежащая система здравоохранения" предполагает:

-  общедоступную государственную систему охраны здоровья, позволяющую оказывать необходимую медицинскую помощь всему населению и обеспечивающую профилактику и диагностику заболеваний;

-  специальные меры по охране здоровья матерей, детей и престарелых;

-  общие меры, направленные на предотвращение загрязнения воздуха и воды, защиту от радиации и шума, контроль за качеством продуктов питания и состоянием окружающей среды, а также на борьбу с алкоголизмом и наркоманией5.

В комментариях к Европейской социальной хартии отмечается, что Европейский комитет по социальным правам, осуществляя правовую оценку выполнения государствами обязательств в соответствии с данным пунктом, учитывает следующие аспекты:

-  меры по обеспечению медицинских и парамедицинских услуг надлежащего качества, в особенности в отношении уязвимых групп населения6;

-  мероприятия в области охраны окружающей среды и уменьшения загрязненности почвы и воды, защиты от шума, а также обеспечения безопасности продуктов питания;

- лечение определенных заболеваний - СПИДа, психических расстройств, болезней, связанных с курением, наркоманией, алкоголизмом;

-  сведения о численности лиц, занятых в санитарных службах, количестве лечебных учреждений и их территориальном размещении7.

Пункт 2 статьи 11 Хартии предусматривает обязательство Договаривающихся Сторон предоставлять услуги консультационного и просветительского характера, направленные на укрепление здоровья и здорового образа жизни, а также на развитие личной ответственности за свое здоровье. Соответственно, речь идет о создании системы просвещения в области охраны здоровья. Ключевым элементом для соблюдения данного положения Хартии является введение санитарного просвещения в школах.

Согласно пункту 3 статьи 11, государства-участники Хартии должны, насколько это возможно, предотвращать эпидемические, эндемические и другие заболевания, а также несчастные случаи. Европейский комитет по социальным правам при рассмотрении данных обязательств анализирует практику государств в области вакцинации. Существенное значение имеют такие аспекты, как обязательный характер вакцинации, предоставление услуг на безвозмездной основе, доступность прививок, охват населения страны. Кроме того, Комитет особо отслеживает ситуацию с инфекционными заболеваниями, обращая внимание на условия оповещения о данных заболеваниях, изоляцию лиц, страдающих тяжелыми инфекционными заболеваниями, лечение СПИДа, профилактику случаев заражения пациентов инфекционными заболеваниями во время пребывания в больнице.

Европейская социальная хартия содержит и иные положения, связанные с правом на охрану здоровья. В пункте 2 Рекомендации 1153 (1991) "О согласованной европейской политике в области здравоохранения"8 в качестве таковых называются нормы, касающиеся здоровья населения в целом: положения об условиях труда (статьи 2 и 3), о льготах в области социального обеспечения (статья 12), о социальной и медицинской помощи (статья 12), а также о социальной защите престарелых (статья 4 Протокола к Хартии)9. В комментариях к Хартии к числу положений, которые прямо или косвенно требуют охраны здоровья, относят также положения о здоровье и благополучии детей и подростков (статьи 7 и 17), о здоровье беременных женщин (статьи 8 и 17), а также о правах трудящихся-мигрантов и членов их семей (статья 19)10.

Согласно Европейскому кодексу социального обеспечения (пересмотренному) от 6 ноября 1990 года (СЕД № 139), целью медицинской помощи является сохранение, восстановление или улучшение состояния здоровья лица, его трудоспособности, а также способности удовлетворять личные потребности (пункт 3 статьи 10).

Согласно стандартам Совета Европы, трудящиеся-мигранты пользуются в области охраны здоровья, как правило, теми же правами, что и граждане страны пребывания. В соответствии с Европейской конвенцией о правовом положении трудящихся-мигрантов от 24 ноября 1977 года (СЕД № 93)11 на данных лиц распространяется национальный режим в отношении предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в отношении соблюдения производственной гигиены (пункт 1 статьи 20). Трудящиеся-мигранты и члены их семей, находящиеся на законных основаниях на территории страны пребывания, имеют право на получение медицинской помощи, а сами трудящиеся - также и право на профессиональную реабилитацию в связи с несчастным случаем на производстве или получением профессионального заболевания (статья 19, пункт 2 статьи 20).

3. Вопросы, связанные с охраной здоровья, регламентируются и в других документах Совета Европы. В Рекомендации 1153 (1991) "О согласованной европейской политике в области здравоохранения" Парламентская Ассамблея отметила, что здоровье - это предварительное условие качества жизни и составная часть социального, культурного и экономического развития человека (пункт 1). При разработке политики и законодательства в области здравоохранения и их реализации государства-члены Совета Европы должны уделять особое внимание следующим аспектам:

-  профилактика болезней, существенное сокращение числа несчастных случаев, в особенности на рабочем месте, дома и на транспорте;

- укрепление здоровья и обучение в данной области, организация в средствах массовой информации кампаний, акцентирующих внимание на воздействии поведения и образа жизни на состояние здоровья и тренированность, а также способствующих развитию чувства ответственности за состояние собственного здоровья и здоровья других лиц;

-  комплексный подход к охране здоровья и его укреплению, в частности с учетом проблем питания;

-  качество и эффективность охраны здоровья;

-  равный доступ к охране здоровья, включая новые технологии, методы лечения и продукты питания;

-  развитие научных исследований в области здравоохранения (пункт 6).

Ассамблея рекомендовала Комитету Министров при разработке стратегии Совета Европы в отношении согласованной европейской политики в области здравоохранения сосредоточить свою деятельность на следующих проблемах:

-  взаимосвязь между состоянием здоровья и состоянием окружающей среды;

-  обучение учащихся школ и населения в целом;

-  психическое здоровье, в особенности молодежи;

-  специфические проблемы людей старшего возраста, в частности болезнь Альцгеймера;

-  развитие паллиативной медицины и оказание помощи умирающим;

-  участие в борьбе со СПИДом на региональном и международном уровне;

-  проблема здорового жилища, соответствующего доходам и размеру семьи;

-  эффективная борьба с наркотической, алкогольной, табачной зависимостью;

-  вакцинация детей;

-  адекватная политика в отношении назначения лекарств, предотвращение их чрезмерного потребления (пункт 7). 4. Различные вопросы охраны здоровья становились предметом рассмотрения Комитета Министров. В Рекомендации № R(2000) 18 "О критериях развития политики, направленной на укрепление здоровья"12 отмечается, что поддержание и укрепление здоровья является ключевым приоритетом для всех государств-членов Совета Европы, поскольку инвестиции в данную сферу позволяют людям полностью раскрыть свой потенциал, а стране в целом - сохранить социальное единство и конкурентоспособность экономики. Укрепление здоровья является существенным элементом права на охрану здоровья и в силу этого рассматривается как обязанность правительств. Концепция укрепления здоровья, которая носит динамичный характер и постоянно развивается, должна быть адаптирована к особенностям культуры и положения каждого конкретного государства.

В соответствии со стандартами Совета Европы стратегия государств-членов в данной области предполагает: определение приоритетных потребностей, улучшение здоровья населения и сокращение неравенства; принятие необходимых политических, законодательных и иных решений, направленных на объединение усилий правительства и структур гражданского общества; планирование; развитие системы обучения и применение информационных технологий. Кроме того, национальная стратегия укрепления здоровья должна учитывать и концепцию качества жизни. Следует отметить, что в данной Рекомендации укрепление здоровья рассматривается как одна из основных целей всего общества, достижение которой предполагает согласованные усилия населения в целом и отдельных граждан, широкого круга государственных органов и общественных структур.

В соответствии с Приложением к Рекомендации при разработке программ укрепления здоровья, сориентированных на население в целом или на отдельные фокусные группы, государства-члены Совета Европы должны:

- установить с достаточной степенью определенности определяющие факторы в данной области, в частности те, которые обуславливают различия в состоянии здоровья различных групп населения;

-  сформулировать четкие и осуществимые цели и задачи, подкрепленные соответствующими доказательствами;

-  определить необходимые меры для их реализации;

-  представить надежные доказательства эффективности и устойчивости предполагаемой политики;

-  осуществить оценку стоимости программы;

-  оценить альтернативные предложения (пункт I( 1)).

Во всех сферах деятельности правительства должно быть признано влияние социально-экономических факторов на состояние здоровья и определена реальная стоимость потерь, связанных с отсутствием плановых подходов к укреплению здоровья (пункт II (1)). Основное внимание уделяется наиболее существенным предпосылкам хорошего здоровья (адекватное качественное питание, чистая вода, чистый воздух, гарантированный минимальный доход семьи, жилье, забота о матери и ребенке, хороший общий уровень образования, охрана труда и здоровья на рабочем месте), а также сокращению или ликвидации основных причин нетрудоспособности и смертности в стране (пункт II(2)).

В Рекомендации №R(2000)5 "О развитии структур, обеспечивающих участие граждан и пациентов в процессе принятия решений, влияющих на охрану здоровья"13 Комитет Министров признает, что вся система здравоохранения должна быть сориентирована на пациента. Право участвовать в определении целей и задач в области охраны здоровья является одним из основных прав граждан в свободном демократическом обществе.

Предоставление подобного права способствует оживлению представительной демократии, укрепляет социальное единство, содействует лучшему функционированию системы здравоохранения, а также позволяет сбалансировать интересы и установить взаимодействие между ее компонентами. Реализация данного права возможна только в случае соблюдения основных прав пациентов, в свою очередь участие пациентов в принятии решений в области здравоохранения является необходимым условием для полного осуществления их прав.

В Рекомендации обращается внимание на различные уровни участия граждан в принятии решений: влияние на управление в сфере здравоохранения и на принятие решений на общенациональном уровне, выражение специфических интересов через различные объединения граждан или пациентов, представительство в советах и исполнительных органах учреждений здравоохранения, непосредственное влияние на предоставление медицинских услуг путем осуществления права выбора конкретных услуг.

Комитет Министров рекомендует государствам-членам Совета Европы гарантировать участие граждан в принятии решений в отношении всех аспектов системы охраны здоровья на различных уровнях - национальном, региональном и местном, создать не только соответствующие структуры, но и окружающую среду, содействующую росту числа объединений "пользователей" системы здравоохранения.

Согласно Приложению к Рекомендации, участие пациентов и граждан в процессе принятия решений должно рассматриваться как составной элемент системы охраны здоровья и обязательный компонент современной реформы здравоохранения (пункт 3). Процесс принятия решений в данной области должен стать более демократичным путем обеспечения:

- четкого распределения ответственности за принятие решений;

- должного влияния всех заинтересованных групп, а не только медицинских работников и специалистов в области страхования на принятие решений;

- доступа общественности к политическим дебатам по данной проблематике;

- привлечения, насколько это возможно, граждан к участию в процессе принятия решений еще на этапе определения проблем и стадий разработки политики; подобное участие предполагает выбор одного из предложенных вариантов решения (пункт 4).

Правительство должно проводить политику, содействующую участию граждан в принятии решений в области охраны здоровья, что предполагает:

- учреждение или укрепление механизмов и/или структур, обеспечивающих подобное участие;

- поддержку демократических процедур назначения и отбора представителей граждан в комиссии по этике, консультативные советы и другие органы, ответственные за принятие решений;

-  вовлечение граждан и потребителей медицинских услуг в осуществление управления различными структурами в рамках системы охраны здоровья;

- долгосрочный мониторинг динамики процессов принятия решений с привлечением самих граждан и пациентов;

- обеспечение равных возможностей участия для представителей всех групп населения;

- устранение финансовых, территориальных, культурных или языковых ограничений в отношении участия граждан;

- оказание дополнительной помощи наиболее уязвимым группам населения с целью их вовлечения в данный процесс;

- поддержку образовательных или обучающих услуг, способствующих развитию демократического участия граждан (пункт 9).

Граждане должны иметь возможность участвовать в законодательном процессе при подготовке законопроектов в области здравоохранения (пункт 12), мнения и ожидания пациентов должны учитываться при оценке качества предоставляемых услуг (пункт 14). Пациентам и их организациям должны быть доступны адекватные средства защиты их прав при рассмотрении индивидуальных дел; подобную систему должен дополнять механизм контроля, осуществляемого независимым органом (пункт 15). Сбор и анализ жалоб пациентов должен осуществляться систематически с целью получения информации о качестве охраны здоровья и выявления тех аспектов и сфер, которые нуждаются в совершенствовании (пункт 16).

В Рекомендации № R(92)3 "О проведении генетических исследований и проверок в целях охраны здоровья"14 отмечается, что новейшие достижения в области биомедицины создали возможность получения новых знаний о геноме человека и характере генетических нарушений, и признается потенциальная ценность проведения генетических исследований не только для конкретного человека, его семьи и других родственников, но и для всего населения в целом. Комитет Министров признает, что введение новых методик вызывает определенное беспокойство, и указывает на необходимость обеспечения должного использования подобных методик. Кроме того, обращается внимание на то, что общие правила, касающиеся сбора и использования медицинской информации, распространяются и на данную сферу.

Каждое государство должно обеспечивать своим гражданам равный доступ к услугам, связанным с проведением генетических исследований и проверок. Вместе с тем должное внимание необходимо уделять и борьбе с дискриминацией и социальным остракизмом, которые могут проявиться в результате использования генетической информации.

В соответствии с Приложением к Рекомендации генетическими исследованиями признаются исследования, проводимые с целью:

- диагностики и классификации генетических болезней;

-  идентификации лиц, имеющих дефектный ген, но не подвергшихся его воздействию, для разъяснения опасности влияния данного гена на их потомство;

-  обнаружения серьезных генетических заболеваний до клинического проявления их симптомов с целью повышения качества жизни больных путем применения вторичных профилактических мер и предотвращения рождения потомства, пораженного данным заболеванием;

-  идентификации лиц, которые потенциально подвержены болезни, в тех случаях, когда ее причиной является не только дефектный ген, но и образ жизни.

Генетические проверки представляют собой генетические исследования населения в целом или определенных групп, которые проводятся при отсутствии подозрений, что подлежащие проверке лица имеют определенные генетические особенности.

При проведении генетических исследований и проверок рекомендуется соблюдение следующих принципов: информирование общественности; обеспечение надлежащего качества генетических услуг; консультирование и поддержка лиц, принимающих участие в исследованиях; равный доступ к генетическим исследованиям; самоопределение пациента в отношении участия в исследовании; необязательный характер исследования; охрана данных и соблюдение правил профессиональной этики в отношении генетической информации; хранение генетической информации отдельно от других персональных данных; сообщение непредвиденных результатов лицу только в тех случаях, когда они имеют непосредственное клиническое воздействие на данного человека и членов его семьи.

Вопросы организации здравоохранения в уголовно-исполнительных учреждениях, гарантии прав заключенных на охрану здоровья рассматриваются в Рекомендации Комитета Министров № R(98)7 "Об этических и организационных аспектах охраны здоровья в тюрьме"15. Комитет Министров исходит из того, что медицинское обслуживание населения и медицинское обслуживание заключенных должно основываться на общих этических принципах. Уважение основных прав заключенных предполагает предоставление данным лицам профилактического обслуживания и лечения, аналогичного предусмотренному для других членов общества. В Приложении к Рекомендации определены основные требования в отношении реализации права на охрану здоровья в тюрьмах.

Медицинская помощь должна быть доступной, предоставляться безотлагательно и независимо от режима содержания, если состояние здоровья лица требует этого. При поступлении в тюрьму все заключенные проходят медицинское обследование, во время которого особое внимание уделяется выявлению психических расстройств и проверке психологической адаптации к тюрьме, выявлению симптомов, свидетельствующих о применении наркотиков, медикаментов, алкоголя, а также инфекционных и хронических болезней (пункт 1). Медицинские службы в тюрьмах должны обеспечивать по крайней мере амбулаторное лечение и неотложную помощь, а также гарантировать возможность оказания, если это потребуется, медицинской помощи за пределами тюрьмы (пункт 3). В случае необходимости заключенным предоставляется доступ к врачу не только днем, но и ночью (пункт 4). Они должны иметь возможность проконсультироваться с психиатром, в крупных уголовно-исполнительных учреждениях целесообразно иметь собственную психиатрическую службу (пункт 5). Обслуживание квалифицированного хирурга-дантиста должно быть доступно каждому заключенному (пункт 6).

Медицинская помощь, оказываемая заключенным, - с точки зрения квалификации специалистов, качества предоставляемых услуг, наличия соответствующего оборудования - должна соответствовать общему уровню медицины в стране (пункт 11). Политика в области здравоохранения в местах лишения свободы представляет собой составную часть национальной политики в области здравоохранения (пункт 10).

При оказании медицинской помощи заключенным обеспечивается право на информированное согласие и конфиденциальность (пункт 13). Любые отступления от свободы выражения согласия допустимы, если они основаны на законе и общих принципах, действующих в отношении населения в целом (пункт 16). Медицинский персонал, работающий в тюрьмах, должен обладать профессиональной независимостью в пределах имеющейся квалификации и компетентности (пункт 20).

Для предотвращения распространения в тюрьмах инфекционных заболеваний - туберкулеза, гепатита, ВИЧ-инфекций - применяются специальные меры профилактики. В соответствии со стандартами Совета Европы проверки на ВИЧ-инфекцию проводятся с согласия заключенных на анонимной основе и в соответствии с существующим законодательством (пункт 37). Изоляция больных инфекционными заболеваниями оправдана только в тех случаях, когда подобная мера применяется и за пределами тюрьмы по медицинским показаниям (пункт 38).

Лица, страдающие психическими расстройствами, должны содержаться в больницах, обладающих квалифицированным персоналом и необходимым оборудованием (пункт 55). В случае осуждения за половые преступления заключенным предоставляется возможность прохождения психиатрического и психологического обследования, а также получения соответствующей медицинской помощи во время пребывания в тюрьме и после выхода из нее (пункт 54).

Для заключенных должны разрабатываться специальные программы в области здравоохранения: социально-терапевтические, позволяющие приобрести необходимые социальные навыки и сократить опасность рецидива после освобождения (пункт 67); осуществления семейных связей и контактов с внешним миром (пункт 68); программа матери и ребенка, в соответствии с которой маленькие дети женщин-заключенных остаются вместе с ними, что позволяет заботиться о ребенке и уделять ему внимание, необходимое для поддержания нормального состояния здоровья и психологической и эмоциональной связи с матерью (пункт 69).

Согласно Приложению к Рекомендации № R (93)6 "Об уголовно-исполнительных и криминологических аспектах контроля над инфекционными болезнями, включая СПИД, и связанных с этим проблемах охраны здоровья в тюрьмах"16, обязательная проверка заключенных на ВИЧ-инфекцию запрещается, как дискриминационная, неэффективная и неэтичная (пункт 3), на любой стадии заражения заключенным должно предоставляться такое же медицинское и социально-психологическое обслуживание, как и другим членам общества (пункт 4). В целях предотвращения распространения СПИДа администрация и медицинская служба уголовно-исполнительного учреждения обеспечивают доступность презервативов для заключенных в период отбывания наказания, а также перед их освобождением, временным или окончательным (пункт 7).

Информация о здоровье заключенных носит конфиденциальный характер. Врач может предоставить, соблюдая медицинскую этику и соответствующие нормативные положения, подобную информацию медицинскому персоналу и в исключительных случаях - администрации тюрьмы, если это необходимо для лечения и ухода за конкретным лицом или для проверки состояния здоровья других заключенных и персонала тюрьмы. Предоставление информации обычно осуществляется с согласия заинтересованного лица. Информация о наличии ВИЧ-инфекции, как правило, не рассматривается как необходимая информация (пункт 8).

Заключенные не должны подвергаться медицинским исследованиям, за исключением тех случаев, когда это может привести к существенному улучшению состояния их здоровья. При осуществлении подобных исследований должны строго соблюдаться этические принципы, связанные с проведением опытов на человеке, особенно принципы информированного согласия и конфиденциальности (пункт 16).

Для подготовки заключенных, употребляющих наркотики, к освобождению должны разрабатываться особые социальные программы и программы в области охраны здоровья (пункт 19). Специальные обучающие программы в области охраны здоровья должны разрабатываться для женщин и для молодых заключенных (пункты 22, 23). Мероприятия, связанные с депортацией ВИЧ-инфицированного иностранца, могут быть отложены по гуманитарным соображениям, если заключенный серьезно или смертельно болен (пункт 26).

Комитет Министров рекомендует, кроме того, предусмотреть в национальном законодательстве санкции для тех, кто, несмотря на информацию и кампании по предотвращению распространения СПИДа, подвергают опасности жизнь, физическую неприкосновенность и здоровье других лиц (пункт 29). К должностным лицам или практическим работникам, осуществляющим свою деятельность в области здравоохранения, применяются дисциплинарные санкции, в необходимых случаях они подлежат и уголовной ответственности за нарушение норм и практики, связанных с предотвращением распространения инфекционных заболеваний, или за невыполнение своих обязанностей по отношению к инфицированным (пункт 30).


1  Eur. Court H.R. Jazvinsky v. the Slovak Republic, Decision of 7 September 2000.

2  Eur. Court H.R. Guerra and Others v. Italy, Judgment of 19 February 1998. Reports. 1998-I.

3  Eur. Court H.R. McGinley and Egan v. the United Kingdom, Judgment of 9 June 1998. Reports. 1998-III.

4  Eur. Court H.R. Keenan v. the United Kingdom, Judgment of 3 April 2001.

5  См.: Гомьен Д., ХаррисД., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998. С. 516.

6  Такой показатель, как высокий процент детской смертности, является основанием для принятия отрицательного заключения.

7  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. М., 2000. С. 171-172.

8  Parliamentary Assembly. Recommendation 1153 (1991) on Concerted European Policies for Health. Text adopted by the Assembly on 26 April 1991 (8th Sitting).

9  Статья 23 Европейской социальной хартии (пересмотренной).

10  См.: Европейская социальная хартия. Справочник. С. 171.

11  Неофициальный перевод Конвенции на русский язык см.: Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., 1994. С.265-277.

12  Committee of Ministers. Recommendation No.R(2000)18 to Member States on Criteria for the Development of Health Promotion Policies. Adopted on 21 September 2000 (722nd Meeting of the Ministers' Deputies).

13  Committee of Ministers. Recommendation No. R(2000)5 to Member States on the Development of Structures for Citizen and Patient Participation in the Decision-making Process affecting Health Care. Adopted on 24 February 2000 (699th Meeting of the Ministers' Deputies).

14  Committee of Ministers. Recommendation No. R(92)3 to Member States on Genetic Testing and Screening for Health Care Purposes. Adopted on 10 February 1992 (470th Meeting of the Ministers' Deputies).

15  Committee of Ministers. Recommendation No. R (98)7 to Member States Concerning the Ethical and Organisational Aspects of Health Care in Prison. Adopted on 8 April 1998 (627th Meeting of the Ministers' Deputies).

16  Committee of Ministers. Recommendation No. R(93)6 to Member States Concerning Prison and Criminological Aspects of the Control of Transmissible Diseases Including AIDS and Related Health Problems in Prison. Adopted on 18 October 1993 (500th Meeting of the Ministers' Deputies).

предыдущий раздел Содержание следующий раздел