О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА СОВЕТА ЕВРОПЫ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел

ПРАВО СОВЕТА ЕВРОПЫ И ПРАВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Сергей Кашкин

Необходимость и актуальность преподавания права Совета Европы в юридических вузах России обусловлена тем, что, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Речь идет о тех конвенциях Совета Европы, которые уже ратифицированы и вступили в силу для России, а также о практике Европейского Суда по правам человека. К числу таких конвенций относятся Конвенция о защите прав человека и основных свобод oт 4 ноября 1950 года, Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года, Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года, Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 года и другие.

Как потенциальные источники российского права могут рассматриваться иные конвенции Совета Европы, пока не ратифицированные Россией, в частности Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 года, Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996 года, Конвенция о компьютерных преступлениях от 23 ноября 2001 года и другие. К этой группе можно отнести и многочисленные декларации, рекомендации и резолюции Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которые, формально не обладая обязательной силой, образуют так называемое мягкое право данной региональной организации.

Россия вступила в Совет Европы в 1996 году, однако до сих пор система отечественного юридического образования, за исключением некоторых вузов, не обеспечивает адекватное ознакомление будущих правоведов с основными источниками права Совета Европы. В лучшем случае отдельные документы рассматриваются в рамках некоторых учебные курсов. При этом преподаватели нередко ограничиваются простым перечислением источников права Совета Европы, а студенты не всегда знакомятся с текстами документов и проводят их углубленный правовой анализ. Как показывает преподавательская практика, многие студенты, изучающие право Европейского Союза в Московской государственной юридической академии, слабо осведомлены о деятельности Совета Европы и содержании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, некоторые вообще не слышали об их существовании.

Европейский Союз и Совет Европы, — ведущие европейские интеграционные организации, преследующие сходные цели и даже имеющие общую символику. Взаимосвязь между правовой системой Европейского Союза и правом Совета Европы носит тесный, конструктивный и взаимодополняющий характер. Право Совета Европы выступает как базис, на основе которого Европейский Союз осуществляет свою деятельность в области прав человека. В соответствии с Договором о Европейском Союзе Конвенция о защите прав человека и основных свобод включена в число источников права Европейского Союза (статья 6), а Суд Европейских Сообществ осуществляет контроль за ее выполнением институтами Союза (пункт “d” статьи 46). Учредительные договоры и правовые акты Европейского Союза содержат значительное число бланкетных норм, отсылающих к другим источникам права Совета Европы — Европейской социальной хартии, Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, Рекомендации Комитета Министров №R(87)15 “Об использовании персональных данных в деятельности полиции”1.

В ряде случаев право Совета Европы используется государствами — членами и органами Европейского Союза в качестве отправной точки для собственного правового регулирования. Так, в Хартию Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 года были включены многие положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Европейской социальной хартии. Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза от 29 мая 2000 года дополняет Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года. Таким образом, для уяснения содержания конвенции Европейского Союза необходимо в первую очередь изучить положения конвенции Совета Европы.

Иногда правовые акты Европейского Союза специально издаются с целью обеспечения более эффективного применения конвенций Совета Европы. В частности, Рамочное решение Совета Европейского Союза “Об отмывании денег, идентификации, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступлений и доходов от преступной деятельности” от 26 июня 2001 года предписывает государствам-членам отменить ряд оговорок, мешающих применению Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года.

В последние годы наметилась тенденция влияния правового регулирования Европейского Союза на право Совета Европы. Второй дополнительный протокол к Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 года во многом воспроизводит положения Шенгенской конвенции и Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами — членами Европейского Союза. В основе Конвенции об информации и правовом сотрудничестве в связи с предоставлением “услуг информационного общества” от 4 октября 2001 года лежат принятые ранее директивы Европейского Союза.

Рассматривается вопрос о перспективах присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В связи с этим интересно обратиться к документу рабочей группы №2 Конвента о будущем Союза “Интеграция Хартии/присоединение к Европейской конвенции о правах человека”2, где проанализированы возможности присоединения Европейских Сообществ или Союза в качестве отдельной стороны к Европейской конвенции, учреждения совместной палаты Суда Европейских Сообществ и Европейского Суда по правам человека.

В настоящее время в Московской государственной юридической академии не преподается специальный учебный курс, посвященный праву Совета Европы (такой курс не читается и в зарубежных вузах). Однако наиболее важные источники права Совета Европы изучаются в рамках права Европейского Союза. При осуществлении сравнительного анализа правового положения Совета Европы и Европейского Союза студенты знакомятся на семинарах с текстом Устава Совета Европы.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод входит в программу лекционных и семинарских занятий раздела “Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе”. Для углубленного изучения соответствующих тем коллектив кафедры права Европейского Союза Московской государственной юридической академии подготовил и издал перевод Хартии Европейского Союза об основных правах с комментариями3, где проанализированы и положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Впервые в отечественной учебной литературе, посвященной праву Европейского Союза, новый учебник, подготовленный коллективом кафедры4, содержит специальный раздел “Основы правового положения человека и гражданина в Европейском Союзе”, где освещается и содержание Европейской конвенции. В уголовно-правовом разделе этого учебника рассматриваются положения конвенций Совета Европы, действующие в сфере борьбы с преступностью.

Начиная с 2002 года в Академии читается спецкурс “Европейское право в области прав человека” для студентов специализации. В первой его части рассматриваются правовые стандарты Совета Европы, механизм подачи жалоб в Европейский Суд по правам человека, а также прецедентная практика Суда. Для изучения этой тематики особую ценность представляют фундаментальное издание “Европейский Суд по правам человека. Избранные решения”5, а также Бюллетень Европейского Суда по правам человека, издаваемый Московским клубом юристов при содействии Совета Европы.

Отдельные аспекты права Совета Европы достаточно обстоятельно рассматриваются в рамках других учебных дисциплин, преподаваемых в Академии. Устав Совета Европы, организационная структура и значение данной региональной организации в современном мире изучаются в курсе международного публичного права, Хартия местного самоуправления - в курсах конституционного права Российской Федерации и конституционного права зарубежных стран, Европейская конвенция о правовой помощи по уголовным делам — в курсе уголовного процесса, Конвенция о защите животных при международной перевозке от 13 декабря 1968 года - в курсе экологического права.

Представляется разумной координация усилий представителей различных кафедр в процессе преподавания права Совета Европы как междисциплинарной дисциплины. Вероятно, было бы полезно провести семинар с целью выработки единых требований в отношении содержания материала, подлежащего изучению, и методики преподавания с привлечением наиболее квалифицированных специалистов в области права Совета Европы. Координационные функции в области преподавания права Совета Европы можно предоставить существующим в вузах кафедрам европейского права или права Европейского Союза.


1  См., например, статью 115 Конвенции от 19 июня 1990 года о применении Соглашения 1985 года (Шенгенская конвенция 1990 года).

2  Опубликован на сайте Конвента 18 июня 2002 года - номер CONV 116/02.

3  См.: Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий. М., 2001.

4  См.: Право Европейского Союза: Учебник / Под ред. С. Ю. Кашкина. М., 2002.

5  Cм.: Европейский Суд по правам человека: Избранные решения: В 2 т. / Пред Ред. кол. В. А. Туманов. М., 2000.

предыдущий раздел содержание следующий раздел