Комитет Министров, согласно статье 15.b Устава Совета Европы, учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единения стран-участников;
учитывая, что современные информационные технологии стали незаменимым инструментом для достижения эффективного управления европейскими странами, в частности отправления правосудия, способствуя, таким образом, эффективному администрированию, необходимому для эффективности демократии;
учитывая, что доступ граждан Европы к законам, предписаниям и прецедентному праву их стран и других европейских государств, а также к административной и судебной информации должен быть облегчен путем использования современных информационных технологий в интересах демократического участия;
учитывая, что участие граждан в жизни их государств на национальном, региональном и местном уровнях может быть развито при помощи связи с государственными органами, в частности с органами правосудия, путем использования новых информационных технологий, таких, как Интернет, обеспечивая всех, таким образом, равными возможностями по удовлетворению их интересов;
учитывая, что распространение судебной информации при помощи современных информационных технологий усовершенствует доступ граждан к законам, как того требует Конвенция по защите прав человека и основных свобод;
принимая во внимание Рекомендацию № R (95) 11 по отбору, обработке, представлению и архивизации решений суда в правовых информационных системах, принятую Комитетом Министров Совета Европы 11 сентября 1995,
Рекомендует странам-участникам:
a) довести правила и руководящие принципы, рассмотренные в приложении, до сведения лиц и органов, ответственных за отправление правосудия;
b) предпринять меры, удостоверяющие, что данные принципы применяются на их территории.
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2001) 3
1. Обеспечение доступности правовой информации в электронной форме
Государство должно обеспечить текст закона (и писаного права и действующего законодательства) в электронной форме, легкодоступной для общества; в совершенстве предполагается доступ и к нормам, действовавшим ранее, в любой запрашиваемый период.
Доступ граждан к законодательной базе данных должен быть бесплатным.
Соответствующие государственные органы должны обеспечить доступность текстов законодательств в электронной форме для граждан с целью предоставления дополнительных услуг.
Следует поощрять использование гражданами законодательной информации, полученной данным способом, для указания источника информации и гарантий того, что пущенный в обращение текст не подвергался изменениям.
Следует создать уникальный пользовательский интерфейс для поиска информации на различных государственных серверах.
Поддерживается применение государствами данных принципов на всех законодательных уровнях: национальном, региональном, местном и т.д.
2. Доступ к государственным электронным правовым регистрам
Справочник существующих электронных правовых регистров должен быть создан в Интернете.
Сетевой доступ к национальным государственным правовым регистрам следует сделать открытым для соответствующих организаций и физических лиц в соответствии с требованиями безопасности и сохранности частной информации.
3. Взаимодействие судебных органов с общественностью
Следует максимально упростить связь граждан с судом и иными правовыми организациями при помощи новых технологий.
Это предполагает, при условии, что соблюдены требования безопасности и сохранности частной информации:
возможность инициировать судебное разбирательство при помощи электронных средств;
возможность предпринимать дальнейшие действия в ходе рассмотрения дела в суде в электронной среде;
возможность получать сведения о состоянии дела при наличии доступа к судебной информационной системе;
возможность получения информации о результатах судебного процесса в электронной форме;
возможность получения доступа к любой информации, необходимой для достижения эффективности выполнения судебных решений (писаные законы, прецедентное право и судебные процедуры).
Электронная форма информации о судебных процессах должна быть общедоступной.
Информация должна распространяться при помощи наиболее широко используемых технологий (в настоящее время — Интернет).
Государству следует при любой возможности гарантировать аутентичность и полноту распространяемой информации.
4. Реализация принципов — линия поведения
Нижеследующая таблица выделяет основные вопросы, которые следует рассмотреть во всех трех секторах.
Термин "правовая информация" включает в себя все официальные тексты законов, постановлений и относящихся к делу международных соглашений, обязательных для исполнения государством, и важные судебные решения.
Термин "государственные регистры" охватывает регистры, созданные судом и (или) иными государственными органами, к которым граждане, прямо или косвенно, имеют право обращаться за информацией, как общей, так и по более специфическим вопросам.
Термин "судебные процедуры" включает информацию по судебным разбирательствам, правилам процедуры, информацию по делу и взаимосвязь с судом.
Предмет |
Правовая информация |
Государственные регистры |
Судебные процедуры |
Пригодность |
Государству следует сделать официальные тексты законов, постановлений и релевантных международных соглашений, подписанных государством, а также важные судебные решения доступными в электронной форме для граждан. В совершенстве информация должна быть доступной в любой момент времени. |
Лица, имеющие доступ к системам регистрации, могут рассчитывать на то, что данная услуга будет доступной в любое время. Государственным органам необходимо принять решение о технической и финансовой возможности данной услуги. |
Лица, имеющие доступ к судебным системам, могут рассчитывать на то, что доступ к данной услуге не будет ограничен служебными часами суда. Государственным органам необходимо принять решение о технической и финансовой возможности данной услуги. |
Доступность |
Все нормативные акты, включая постановления, нормы прецедентного права и парламентские материалы, должны быть общедоступны. |
Если возможно, принимая во внимание природу вопроса, следует организовать широкий доступ. |
Непосредственные участники дела и иные заинтересованные стороны. Контролируемый доступ осуществляется адвокатами или посредством судебных терминалов. |
Своевременность |
Для достижения эффективности правовые информационные системы должны своевременно и незамедлительно обновляться. Незамедлительность необходима для принятия важных судебных решений, особенно для адвокатов и судейских корпораций. |
То же, что и для правовых, информационных систем. |
То же, что и для правовых информационных систем. |
Точность |
Следует ввести процедуры проверки точности, удостоверяющие, что опубликованные в электронной форме тексты идентичны принятым законам и опубликованным судебным решениям. |
Идентично предыдущему. |
Идентично предыдущему. |
Аутентичность |
Аутентичность электронного текста должна быть подтверждена соответствующими средствами, такими, как электронная (цифровая) подпись |
Идентично предыдущему. |
Решение идентично, но иная процедура. |
Авторское право |
Поскольку в большинстве стран не существует авторского права на правовые тексты, на государство возлагается ответственность по обеспечению неизменности содержания текста. В случаях, когда официальный текст воспроизводится частным издательским агентством, им должен быть указан источник информации и приняты меры по обеспечению сохранности точности |
Не применяется. |
Не применяется. |
Ответственность |
Ответственность за точность электронной информации возлагается на издателя. |
В случаях, когда электронные регистры являются единственным источником информации, к ним применяются, те же принципы, что и к печатным версиям. |
Применимы стандартные меры административной ответственности. |
Оплата |
Доступ к правовым информационным базам данных, в принципе, должен быть бесплатным для всех официальных правовых текстов. В случаях, когда экономические условия требуют оплаты данной услуги, ее размеры ограничиваются уровнем издержек. В случае, если презентабельность текста была улучшена, что вызвало рост стоимости, цена может быть увеличена соответствующим образом. Этот режим оплаты должен равным образом распространяться на частные издательские агентства и дистрибьюторов. |
Снабжение информацией электронных правовых регистров - услуга, предоставляемая гражданам, коммерческим организациям и т.д. Будучи таковой, она может быть платной. |
Судебные процедуры обычно платны. То же самое может применяться и к их электронной версии, при возможности изменении уровня ставок. |
Конфиденциальность |
В разных странах действуют разнообразные принципы применимости законов защиты личной информации в судебных слушаниях. Стандарты Конвенции по защите личности с учетом автоматической обработки личной информации должны быть приняты во внимание. Вопрос анонимности сторон во время судебных слушаний по-разному рассматривается в разных странах, следовательно, возможно, будет необходимо рассмотрение данного вопроса в общеевропейском контексте. |
Следует принять соответствующие меры по защите конфиденциальной информации, в соответствии с европейскими и национальными правилами защиты конфиденциальной информации. |
Доступ запрещен для задействованных сторон. Применимы стандартные правила защиты частной информации. |
Понятность |
Для обеспечения удобного использования системы и облегчения понимания законов информационные системы должны предоставлять консолидированные тексты законов. Государству следует решить вопрос соответствия консолидированных текстов их авторитетному статусу. |
Для предоставления пользователям возможности полагаться на полученную из регистров информацию они должны быть проинформированы о степени полноты и о статусе последнего обновления. Структура должна быть снабжена документами и понятна для пользователя. |
Последовательность процесса должна быть понятна для пользователя. Там, где это возможно, пользователю в ходе процесса должна быть оказана помощь, либо автоматически системой, либо служащим суда. |
Внимание: Данная таблица не рассматривает решения суда, которые нельзя квалифицировать в качестве источников прецедентного права. Данные судебные решения, если они были зарегистрированы в электронной форме, следует сделать общедоступными при учете требований конфиденциальности и сохранности информации. В случае, если был открыт доступ к базе данных, он в дальнейшем не должен быть ограничен.
В формулировании политики важно достижение взаимосвязанных результатов. Это потребует взаимодействия между национальными организациями, принимая во внимание более широкое европейское и глобальное окружение. Стратегия применения программы должна обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов системы и снабжать общество узнаваемыми и понятными средствами доступа, используя de facto стандарты, такие, как Всемирная информационная сеть [World Wide Web]. Следует учитывать необходимость обеспечения единого всеобщего межсетевого интерфейса и межсетевого перехода на национальном уровне, который должен давать пользователям возможность получить доступ к правовым информационным источникам других стран, а также других европейских и международных организаций.
5. Менеджмент
Специфическая компетенция и ответственность управления должна быть институциализирована во всех структурах, работающих с информацией.
Деловой процесс следует перепроектировать для достижения эффективности процесса управления.
6. Пользовательская среда
Государство ответственно за поощрение и обучение населения использованию новых технологий. Это включает в себя необходимость обеспечения базовой информацией по правовой системе.
Государство должно предоставлять необходимые услуги по тренировке и обслуживанию судейским корпорациям и сотрудникам, задействованным в управлении и использовании судебной и правовой информационных систем.
Все правовые информационные системы должны быть сконструированы в благоприятной для пользователя манере, включая эффективные компоненты помощи, для предоставления даже случайному пользователю достижения искомых результатов.
Пользователь имеет право рассчитывать на то, что официально опубликованные правовые материалы также доступны в электронной форме.
7. Обучение и тренировка
Следует разработать программы обучения для обеспечения граждан необходимыми для использования новых технологий навыками. Данные программы должны начинаться на ранних этапах обучения в школе и продолжаться в качестве пожизненного обучения.
8. Технические вопросы
Следует разработать и согласовать методики по следующим вопросам:
электронные платежи,
электронные подписи,
безопасность системы,
стандарты.