О проекте   |   About   |   Партнёры   | На главную | Связаться с разработчиками
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ


предыдущий раздел Содержание следующий раздел
РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (2001) 3* КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

По распространению судебной и иной юридической информации путем использования новых технологий

(Принята Комитетом Министров 28 февраля 2001 г. на 743-ом заседании Представителей Министров)

 

  ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2001) 3

Комитет Министров, согласно статье 15.b Устава Совета Европы, учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единения стран-участников;

учитывая, что современные информационные технологии стали незаменимым инструментом для достижения эффективного управления европейскими странами, в частности отправления правосудия, способствуя, таким образом, эффективному администрированию, необходимому для эффективности демократии;

учитывая, что доступ граждан Европы к законам, предписаниям и прецедентному праву их стран и других европейских государств, а также к административной и судебной информации должен быть облегчен путем использования современных информационных технологий в интересах демократического участия;

учитывая, что участие граждан в жизни их государств на национальном, региональном и местном уровнях может быть развито при помощи связи с государственными органами, в частности с органами правосудия, путем использования новых информационных технологий, таких, как Интернет, обеспечивая всех, таким образом, равными возможностями по удовлетворению их интересов;

учитывая, что распространение судебной информации при помощи современных информационных технологий усовершенствует доступ граждан к законам, как того требует Конвенция по защите прав человека и основных свобод;

принимая во внимание Рекомендацию № R (95) 11 по отбору, обработке, представлению и архивизации решений суда в правовых информационных системах, принятую Комитетом Министров Совета Европы 11 сентября 1995,

Рекомендует странам-участникам:

a) довести правила и руководящие принципы, рассмотренные в приложении, до сведения лиц и органов, ответственных за отправление правосудия;

b) предпринять меры, удостоверяющие, что данные принципы применяются на их территории.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (2001) 3

1. Обеспечение доступности правовой информации в электронной форме

Государство должно обеспечить текст закона (и писаного права и действующего законодательства) в электронной форме, легкодоступной для общества; в совершенстве предполагается доступ и к нормам, действовавшим ранее, в любой запрашиваемый период.

Доступ граждан к законодательной базе данных должен быть бесплатным.

Соответствующие государственные органы должны обеспечить доступность текстов законодательств в электронной форме для граждан с целью предоставления дополнительных услуг.

Следует поощрять использование гражданами законодательной информации, полученной данным способом, для указания источника информации и гарантий того, что пущенный в обращение текст не подвергался изменениям.

Следует создать уникальный пользовательский интерфейс для поиска информации на различных государственных серверах.

Поддерживается применение государствами данных принципов на всех законодательных уровнях: национальном, региональном, местном и т.д.

2. Доступ к государственным электронным правовым регистрам

Справочник существующих электронных правовых регистров должен быть создан в Интернете.

Сетевой доступ к национальным государственным правовым регистрам следует сделать открытым для соответствующих организаций и физических лиц в соответствии с требованиями безопасности и сохранности частной информации.

3. Взаимодействие судебных органов с общественностью

Следует максимально упростить связь граждан с судом и иными правовыми организациями при помощи новых технологий.

Это предполагает, при условии, что соблюдены требования безопасности и сохранности частной информации:

возможность инициировать судебное разбирательство при помощи электронных средств;

возможность предпринимать дальнейшие действия в ходе рассмотрения дела в суде в электронной среде;

возможность получать сведения о состоянии дела при наличии доступа к судебной информационной системе;

возможность получения информации о результатах судебного процесса в электронной форме;

возможность получения доступа к любой информации, необходимой для достижения эффективности выполнения судебных решений (писаные законы, прецедентное право и судебные процедуры).

Электронная форма информации о судебных процессах должна быть общедоступной.

Информация должна распространяться при помощи наиболее широко используемых технологий (в настоящее время — Интернет).

Государству следует при любой возможности гарантировать аутентичность и полноту распространяемой информации.

4. Реализация принципов — линия поведения

Нижеследующая таблица выделяет основные вопросы, которые следует рассмотреть во всех трех секторах.

Термин "правовая информация" включает в себя все официальные тексты законов, постановлений и относящихся к делу международных соглашений, обязательных для исполнения государством, и важные судебные решения.

Термин "государственные регистры" охватывает регистры, созданные судом и (или) иными государственными органами, к которым граждане, прямо или косвенно, имеют право обращаться за информацией, как общей, так и по более специфическим вопросам.

Термин "судебные процедуры" включает информацию по судебным разбирательствам, правилам процедуры, информацию по делу и взаимосвязь с судом.

Предмет

Правовая информация

Государственные регистры

Судебные процедуры

Пригодность

Государству следует сделать официальные тексты законов, постановлений и релевантных международных соглашений, подписанных государством, а также важные судебные решения доступными в электронной форме для граждан. В совершенстве информация должна быть доступной в любой момент времени.

Лица, имеющие доступ к системам регистрации, могут рассчитывать на то, что данная услуга будет доступной в любое время. Государственным органам необходимо принять решение о технической и финансовой возможности данной услуги.

Лица, имеющие доступ к судебным системам, могут рассчитывать на то, что доступ к данной услуге не будет ограничен служебными часами суда. Государственным органам необходимо принять решение о технической и финансовой возможности данной услуги.

Доступность

Все нормативные акты, включая постановления, нормы прецедентного права и парламентские материалы, должны быть общедоступны.

Если возможно, принимая во внимание природу вопроса, следует организовать широкий доступ.

Непосредственные участники дела и иные заинтересованные стороны. Контролируемый доступ осуществляется адвокатами или посредством судебных терминалов.

Своевременность

Для достижения эффективности правовые информационные системы должны своевременно и незамедлительно обновляться. Незамедлительность необходима для принятия важных судебных решений, особенно для адвокатов и судейских корпораций.

То же, что и для правовых, информационных систем.

То же, что и для правовых информационных систем.

Точность

Следует ввести процедуры проверки точности, удостоверяющие, что опубликованные в электронной форме тексты идентичны принятым законам и опубликованным судебным решениям.

Идентично предыдущему.

Идентично предыдущему.

Аутентичность

Аутентичность электронного текста должна быть подтверждена соответствующими средствами, такими, как электронная (цифровая) подпись

Идентично предыдущему.

Решение идентично, но иная процедура.

Авторское право

Поскольку в большинстве стран не существует авторского права на правовые тексты, на государство возлагается ответственность по обеспечению неизменности содержания текста. В случаях, когда официальный текст воспроизводится частным издательским агентством, им должен быть указан источник информации и приняты меры по обеспечению сохранности точности

Не применяется.

Не применяется.

Ответственность

Ответственность за точность электронной информации возлагается на издателя.

В случаях, когда электронные регистры являются единственным источником информации, к ним применяются, те же принципы, что и к печатным версиям.

Применимы стандартные меры административной ответственности.

Оплата

Доступ к правовым информационным базам данных, в принципе, должен быть бесплатным для всех официальных правовых текстов. В случаях, когда экономические условия требуют оплаты данной услуги, ее размеры ограничиваются уровнем издержек. В случае, если презентабельность текста была улучшена, что вызвало рост стоимости, цена может быть увеличена соответствующим образом. Этот режим оплаты должен равным образом распространяться на частные издательские агентства и дистрибьюторов.

Снабжение информацией электронных правовых регистров - услуга, предоставляемая гражданам, коммерческим организациям и т.д. Будучи таковой, она может быть платной.

Судебные процедуры обычно платны. То же самое может применяться и к их электронной версии, при возможности изменении уровня ставок.

Конфиденциальность

В разных странах действуют разнообразные принципы применимости законов защиты личной информации в судебных слушаниях. Стандарты Конвенции по защите личности с учетом автоматической обработки личной информации должны быть приняты во внимание. Вопрос анонимности сторон во время судебных слушаний по-разному рассматривается в разных странах, следовательно, возможно, будет необходимо рассмотрение данного вопроса в общеевропейском контексте.

Следует принять соответствующие меры по защите конфиденциальной информации, в соответствии с европейскими и национальными правилами защиты конфиденциальной информации.

Доступ запрещен для задействованных сторон. Применимы стандартные правила защиты частной информации.

Понятность

Для обеспечения удобного использования системы и облегчения понимания законов информационные системы должны предоставлять консолидированные тексты законов. Государству следует решить вопрос соответствия консолидированных текстов их авторитетному статусу.

Для предоставления пользователям возможности полагаться на полученную из регистров информацию они должны быть проинформированы о степени полноты и о статусе последнего обновления. Структура должна быть снабжена документами и понятна для пользователя.

Последовательность процесса должна быть понятна для пользователя. Там, где это возможно, пользователю в ходе процесса должна быть оказана помощь, либо автоматически системой, либо служащим суда.

Внимание: Данная таблица не рассматривает решения суда, которые нельзя квалифицировать в качестве источников прецедентного права. Данные судебные решения, если они были зарегистрированы в электронной форме, следует сделать общедоступными при учете требований конфиденциальности и сохранности информации. В случае, если был открыт доступ к базе данных, он в дальнейшем не должен быть ограничен.

В формулировании политики важно достижение взаимосвязанных результатов. Это потребует взаимодействия между национальными организациями, принимая во внимание более широкое европейское и глобальное окружение. Стратегия применения программы должна обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов системы и снабжать общество узнаваемыми и понятными средствами доступа, используя de facto стандарты, такие, как Всемирная информационная сеть [World Wide Web]. Следует учитывать необходимость обеспечения единого всеобщего межсетевого интерфейса и межсетевого перехода на национальном уровне, который должен давать пользователям возможность получить доступ к правовым информационным источникам других стран, а также других европейских и международных организаций.

5. Менеджмент

Специфическая компетенция и ответственность управления должна быть институциализирована во всех структурах, работающих с информацией.

Деловой процесс следует перепроектировать для достижения эффективности процесса управления.

6. Пользовательская среда

Государство ответственно за поощрение и обучение населения использованию новых технологий. Это включает в себя необходимость обеспечения базовой информацией по правовой системе.

Государство должно предоставлять необходимые услуги по тренировке и обслуживанию судейским корпорациям и сотрудникам, задействованным в управлении и использовании судебной и правовой информационных систем.

Все правовые информационные системы должны быть сконструированы в благоприятной для пользователя манере, включая эффективные компоненты помощи, для предоставления даже случайному пользователю достижения искомых результатов.

Пользователь имеет право рассчитывать на то, что официально опубликованные правовые материалы также доступны в электронной форме.

7. Обучение и тренировка

Следует разработать программы обучения для обеспечения граждан необходимыми для использования новых технологий навыками. Данные программы должны начинаться на ранних этапах обучения в школе и продолжаться в качестве пожизненного обучения.

8. Технические вопросы

Следует разработать и согласовать методики по следующим вопросам:

электронные платежи,

электронные подписи,

безопасность системы,

стандарты.

предыдущий раздел Содержание следующий раздел