Комитет Министров,
принимая во внимание интерес государств — членов Совета Европы в создании общих принципов в сфере уголовной политики;
считая, что, несмотря на усилия, предпринятые государствами-членами для ограничения вынесения приговоров к краткосрочному лишению свободы, учреждения исполнения наказаний в некоторых государствах продолжают содержать большое количество заключенных, отбывающих сроки лишения свободы продолжительностью шесть месяцев и меньше;
учитывая, с одной стороны, сложность применения к таким заключенным методов перевоспитания, направленных на эффективное пресечение рецидива, и с другой стороны, увеличивающиеся большие затраты на строительство и поддержание многочисленных учреждений исполнения наказаний;
учитывая тот факт, что проведенные в государствах-членах различные исследования для прогнозирования направлений развития преступности показывают, что хотя лишение свободы до некоторой степени сокращается, количество преступников, получающих краткосрочные приговоры, имеет тенденцию к увеличению параллельно с увеличением риска нарушений их права в технологически развитых обществах;
считая, более того, что основные концепции по уголовным вопросам значительно эволюционировали с прошлого века, что особенно характерно для последних лет, и что проявляется необходимость:
совершенствовать методы содержания под стражей, предусматривающие меньшую изоляцию и социальную стигматизацию индивида;
содействовать методам социальной опеки, с помощью которых отдельные формы девиантного поведения могут быть исправлены без обращения к мерам наказания;
считая, что эволюция основных концепций должна найти отражение в новой ориентации уголовного правосудия, направленной более на социальное, чем на карательное воздействие, и что существует необходимость ограничить роль обычных тюрем, эффективность пребывания в которых, особенно в том, что касается краткосрочных приговоров, все более ставится под сомнение,
А. Рекомендует Правительствам государств-членов:
1) предпринимать все необходимые шаги для ограничения приговоров к лишению свободы для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, или лиц, которые не считаются особо опасными для общества;
2) использовать в случаях, когда лишение свободы неизбежно, время содержания под стражей, насколько это возможно, для краткого исследования личности и изучения обстоятельств жизни преступника, если это не было сделано до лишения свободы. Результаты исследования должны использоваться для того, чтобы выяснить трудности, которые испытывает преступник в социальных отношениях, а также для его исправления, что остается основной целью любой меры наказания, во всех случаях, когда исправление является полезным и достижимым, в том числе и при опеке после отбытия лишения свободы;
3) уделить внимание возможностям, которые предоставляет специальное краткосрочное условное освобождение:
относительная краткость такого испытательного срока может быть компенсирована интенсивным исправительным режимом, устанавливающим количественное ограничение преступников, поручаемых надзору одного особого должностного лица, ответственного за условное освобождение; отбор последнего должен проводиться с учетом некоторой степени сходства между его личностью и личностями его подопечных;
хотя такой режим исправления уже применяется в порядке эксперимента в ряде государств, он мог бы быть применен только по отношению к малому количеству преступников, учитывая характерные черты преступности в различных государствах-членах;
4) совершенствовать на законодательном и административном уровнях набор тщательно структурированных мер наказания, нечто среднее между лишением свободы и полной свободой, пролагая, таким образом, дорогу новым формам наказания с целью исправления. Поскольку целью этих мер является обеспечение того, чтобы с преступником более не обращались как с изгоем, а он получил бы выгоды, в процессе оказания ему помощи и социального обучения они должны предусматривать, с одной стороны, сотрудничество с обществом и, с другой стороны, участие преступника при определении и осуществлении методов его исправления.
Они могут принимать различные формы, применяться раздельно или сочетаться, включая ограничение свободы, штрафы, общественный надзор того или иного вида и ограничение некоторых гражданских прав.
В. Предлагает Правительствам государств-членов направлять доклады Генеральному Секретарю Совета Европы каждые пять лет, информируя его о действиях, предпринимаемых по этим рекомендациям.